Обращения граждан через соцсети хотят отрегулировать
Анонимки предложили рассматривать, только если их авторы сообщают о чем-то чрезвычайном, например об угрозе жизни и здоровью.
Все государственные ведомства, включая правоохранительные и финансовые организации, планируют подключить к новому единому окну для приема жалоб граждан, которое появилось на портале государственных услуг. Об этом сообщила председатель Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Ольга Тимофеева. Она также выразила мнение, что следует ограничить список вопросов, которые государственные служащие обязаны рассмотреть, если гражданин подает жалобу, не указывая своих личных данных.
Успеют ли за год
С 1 сентября прошлого года вступил в силу закон, согласно которому граждане имеют возможность отправлять обращения в государственные органы через портал государственных услуг и получать ответы на них. В соответствии с этим законом, все ведомства - федеральные, региональные и муниципальные - должны подключиться к системе до 1 января 2025 года. Это позволит упростить процесс обращения, поскольку необходимость проверки данных заявителя отпадает, пояснила Ольга Тимофеева. Однако, на данный момент, получение ответа на обращение может занимать значительное время.
«Я только что разговаривала с молодым человеком, который находится в екатеринбургском госпитале и говорит, что ему не выдали справку о ранении, а значит, ему не положена президентская выплата. Он несколько месяцев назад написал запрос в профильные ведомства и до сих пор не получил ответа. А как же месячный срок, установленный для ответов на обращения граждан?» — привела пример депутат.
Ответы на другие вопросы, например, касающиеся услуг ЖКХ, также могут затягиваться. Кроме того, из-за незнания, к кому обратиться, часто люди отправляют свои обращения сразу всему списку получателей, включая мэра, губернатора, прокурора, а также местных, региональных и федеральных депутатов. Однако, если человек отправит обращение через портал государственных услуг, есть больше шансов, что оно будет доставлено именно тому адресату, который занимается конкретной темой. Таким образом, единое «жалобное» окно должно упростить задачу как гражданам, которые обращаются к властям со своими проблемами, так и ведомствам, получающим множество обращений, считает Ольга Тимофеева.
Пока далеко не все органы власти подключились к системе. Ольга Тимофеева отметила, что при попытке отправить обращение на портале она не смогла выбрать нужный ей орган власти. Она обратилась в Минцифры с вопросом о том, когда система будет работать в полном объеме и когда все правоохранительные органы, а также Центробанк, который получает обращения связанные с финансовым мошенничеством, будут подключены к ней. Согласно закону, это должно произойти в течение года, и вопрос в том, справятся ли ведомства с соблюдением срока.
Ольга Тимофеева также отметила, что были предложены несколько законопроектов, в которых предлагалось сократить срок ответа на обращение с 30 до 14 дней, а в некоторых случаях до трех-пяти дней. Это предложение было обсуждено с экспертами и представителями ведомств, куда поступает много обращений и жалоб, включая прокуратуру. В результате обсуждений было принято решение о том, что месяц - это разумный срок, который позволяет собрать информацию и дать реальный ответ, а не просто отписку.
«Когда ко мне обращаются мамы военнослужащих, сами ребята, которые находятся в госпитале, приходится запрашивать много данных, общаться сразу с несколькими ведомствами, чтобы решить ту или иную проблему. Это не сделать за несколько дней», — сказала депутат.
А вот внутренние положения ведомств могут предусматривать приоритетное рассмотрение отдельных обращений. Например, в Генеральной прокуратуре обязаны быстро реагировать на обращения ветеранов Великой Отечественной войны.
Однако Ольга Тимофеева считает, что должны существовать и другие способы обратиться в органы власти. Согласно закону о порядке обращения граждан, можно обратиться лично, письменно или онлайн. В случае электронного обращения требуется указать фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты заявителя. В письменном обращении нужно также указать те же данные, а также подпись и дату.
Ответ на крик души
В комитете в ближайшее время планируется обсуждение вопроса о регулировании обработки обращений граждан в социальных сетях. В настоящее время практически у каждого главы города, региона или ведомства есть свои страницы в социальных сетях. Однако, нигде не прописано, обязаны ли они отвечать на сообщения и комментарии от своих подписчиков. Ольга Тимофеева отметила, что было несколько законопроектов на эту тему, но они были отклонены из-за недостаточной проработки. Однако, она полагает, что законодательство в этой сфере будет изменяться в течение ближайших одного-двух лет, так как меняется сама жизнь и общение граждан с властными структурами в социальных сетях.
Но уже, не дожидаясь закона, чиновники стараются отвечать на вопросы: «Руководитель понимает, что, если у него на странице крик души, все его читают, а он ничего не отвечает, пострадает его репутация», — сказала Тимофеева. Поэтому надо, чтобы у людей было как можно больше возможностей обратиться к властям. Кроме того, можно было бы очертить круг вопросов, которые власти должны рассматривать, если поступило анонимное обращение.
Татьяна Тимофеева пояснила, что часто государственных служащих накрывает целый поток анонимных сообщений, в которых неясно описана суть проблемы, и отвечать на них становится крайне сложно. По ее словам, такие случаи имели место и в Государственной Думе. По мнению депутата, на анонимные обращения следует реагировать только в том случае, если сообщение содержит угрозы для жизни, здоровья людей или предположение о террористическом акте. Однако, если дело связано с мелкими проблемами, например, неубранными полами в подъезде или преграждающим деревом во дворе, нет необходимости отправлять анонимные обращения во все подразделения государственных органов. В таких случаях достаточно направить подробное обращение в организацию, ответственную за решение данного вопроса, пишет «Парламентская газета».
Фото из открытых интернет-источников
Сергей Михневич
Делитесь информацией, оставляйте комментарии. Нам важно ваше мнение! Еще больше материалов на нашем сайте PulsLive.com