Этот фильм шёл в советском кинопрокате с ноября 1983 года. Советский дубляж киностудии "Мосфильм". По повести Тадеуша Доленги-Мостовича 1937 года. Посему действие развивается в панской Польше, когда простым людям жилось особенно тяжело, а сама жизнь была похожа на средневековье. Особенно тяжело жилось жителям захваченных западно-белорусских и западно-украинских земель, чьи жители вообще не считались людьми, а слыли хлопами, которыми торговали на площадях. Об этом в фильме и повести, конечно, ни слова, но факт остаётся фактом. Именно в такую среду и скатился некогда видный светило польской медицины Рафал Вильчур...
Фильм можно посмотреть у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.
На восьмую годовщину свадьбы, знаменитый хирург Рафал Вильчур (Ежи Биньчицкий) буквально летает на крыльях счастья. Он востребован, богат, у него красавица-жена и умница-дочка. После очередной удачной операции, он спешит с цветами домой, чтобы обнять любимую жену и отпраздновать с ней очередную годовщину. Но что же он видит, придя домой, в роскошный особняк?
Слуги буквально плачут. Вскоре он узнаёт от них, что жена собрала чемодан и, забрав дочку Марысю, сбежала от него к другому. Этой стерве даже не хватило духу честно во всём признаться. Как можно было не замечать такого неприятия к себе со стороны Вильчура - тоже непонятно. В прощальном письме, переданном ему через слуг, изменница сообщает что так сильно полюбила другого, что не может без него жить. Ну и валила бы одна!..
Это предательство действует на сильного крупного Рафала Вильчура как на маленького мальчика: он буквально сломлен и пребывает в глубокой депрессии. Да, согласен, очень тяжело и неприятно предательство, но ими наполнена вся наша жизнь в той или иной степени. Надо держаться. Тем более мужчине. Вместо того, чтобы потратить все свои немалые средства и возможности на поиски жены, чтобы забрать у неё свою дочь, он начинает скитаться по улицам и пить по всяким кабакам.
После одной такой попойки с первым встречным, он подвергается нападению негодяев, которые не просто обокрали его, а ещё и избили так, что Вильчур потерял память. Очнувшись, он не понимал ни кто он ни где он. Он забыл своё имя, свой дом, всю свою жизнь.
Прошло 15 лет. Столько лет он бродяжничает под поддельным паспортом, который ему пришлось выкрасть после очередного ареста за бродяжничество. Теперь его зовут Антони Косиба. Он нашёл приют в семье зажиточного православного мельника Прокопа (Бернард Лядыш), чей сын Василь (Артур Барцис), после несчастного случая несколькими месяцами ранее, стал инвалидом по вине безграмотного местного доктора Павлицкого (Анджей Копичиньский), который после перелома ног неправильно сложил Василю кости и диагноз не смог поставить. Он вообще как 95% наших современных врачей - ушлая бестолочь с дипломами и званиями.
Работая у Прокопа на мельнице, Антони, однажды взглянув на корявые ноги Василя, вдруг озаряется каким-то порывом. Он понимает что знает как помочь бедному парню. И помогает. Молоток, стамеска и старые ножницы. Это всё, что понадобилось Антони, чтобы поставить Василя на ноги. Конечно это всё утрировано, но факт остаётся фактом - операция прошла удачно. Теперь вся округа спешит к Антони как к чудодейственному знахарю, который излечит ото всех болезней и даже от денег отказывается.
Всё это уменьшает потенциальную клиентуру доктора Павлицкого и он приходит с претензиями и угрозами, оскорбляя Антони. Косиба справедливо чхал на злопыхания этого упыря от медицины.
Антони также знакомиться в местной лавке, куда он ходит за махоркой и папиросной бумагой, с очаровательной Марысей (Анна Дымна). У неё давно умерла мама от простуды и она в этой жизни совсем одна, как и Антони. Работает у хозяйки лавки. Что-то в девушке его трогает, она вызывает у него трогательные тёплые переживания. И когда к девушке начинается наведываться сынок местных панов-графьёв Чиньских по имени Лешек (Томаш Стокингер), то он не рад этому. Лешек действительно глуп и самовлюблён, а девушка для него всего лишь забава. Правда автор повести решает здесь погрузить нас в сказку и уже совсем скоро Лешек предстанет перед нами благородным рыцарем. В жизни безусловно всё было бы иначе.
Марыся тоже девушка с запросами. С самого первого раза, увидев приехавшего на мотоцикле молодого пана, она всячески строила ему глазки и кокетничала. Здесь был расчёт, как бы автор повести не пытался нас неуклюже убедить в обратном. Но всё-таки повесть о Рафале Вильчуре, а не о Марысе, поэтому простим ему этот хитрый ход.
К Марысе также неровно дышит сын местного трактирщика Зенек (Пётр Грабовский), который глуп как пробка, и не имеет никаких шансов на фоне графа Чиньского. Однако когда граф излишне увлекается самолюбованием и на этой почве становится противен даже Марысе, то у Зенека появляется маленький шанс. Выбрать между глупым Зенеком и чуть более умным, но самовлюблённым Лешеком - перед Марысей такой вопрос даже не стоит. Супротив графина может стоять только графин. И, немного поломавшись, Марыся всё-таки не теряет надежды на благосклонность Лешека. Так оно и выходит. С таким благоговением на него видимо и не смотрел никто из ровни.
Антони не одобряет этих отношений. Но кто он для Марыси? По его мнению Лешек - человек пустой. избалованный и безответственный. И в этом с ним не поспоришь. Но для Марыси это единственный шанс выбиться из круга нищеты и всяких там Зенеков. Родители Лешека категорически против такого мезальянса. Однако, собрав свою волю в кулачки, Лешек едете за Марысей и увозит её на своём мотоцикле... в лес. Почему не к родителям? Девуша просто бросила рабочее место и у неё уже нет возврата назад. Но Лешек об этом не думает. Повалявшись там на лоне природы, они возвращаются. Непонятно куда. Но это и не важно, потому что Зенек подбросил брёвнышко на дорогу, а слепой неумеха Лешек влетел прямо на него. В результате глупой аварии, и Лешек и Марыся получают травмы. У Лешека правда всего-то рука сломана, но он уже прикидывается мёртвым. А вот у Марыси всё весьма серьёзно. Кость черепа вдавилась в мозг. Зенек в панике отвозит обоих к Антони.
Знахарь понимает что подобные травмы он не в состоянии оперировать: нет ни инструментов, ни условий. И посылает за врачом. А это только бездарь Павлицкий. Примчавшиеся родители Лешека в отчаянии. Антони вправил ему открытый перелом и он в порядке. Больше придуривается. Так легче избегать ответственности. Но они его спешно увозят в Варшаву. В машине он ненадолго приходит в себя (удивительно, но сразу после отъезда) и его мама говорит ему, что Марыся умерла. Лешек картинно теряет сознание - слабым так легче переносить свою никчёмность.
А про Марысю Павлицкий в очередной раз говорит: "Это агония. Безнадёжный случай." И уезжает. Но перед его отъездом, Антони успевает выкрасть у него бикс с инструментами. Набор нам показывают безграмотный, но будем считать что там есть всё, что нужно. Павлицкий ничего не замечает (он вообще вряд ли когда пользовался этим набором в виду своей некомпетентности) и уезжает.
Антони проводит сложную операцию. Всё проходит удачно. Марыся жива и поправляется. От Лешека ничего не слышно. Ну сказали что умерла ну и ладно. Проходят месяцы. Марыся живёт в доме Прокопа. Но тут вдруг Павлицкий видимо решил заглянуть и посмотреть как там его инструменты поживают. А их и нет. Кто виноват? Ну конечно же этот знахарь. Он приходит к нему с полицией. Антони не скрывает что выкрал инструменты чтобы помочь девушке. Кража есть кража. Его арестовывают суд приговаривает к трём годам заключения. Панская Польша во всей красе.
Сколько точно прошло ещё времени - неизвестно. Но жалкий Лешек совсем сник. Никому он кроме Марыси оказался неинтересен. Он накупил кучу жёлтых цветов (цвет измены), написал прощальное письмо родителям и решил покончить с собой. Ну да. Так мы и поверили. Позёр. По дороге на самоубийство, он узнаёт от слуги и родителей что Марыся жива. На тот момент она уже собиралась уезжать куда глаза глядят. И тут вбегает Лешек. Ведя себя, как обычно, невоспитанно, он мусорит своими жёлтыми цветами в чужом доме, ни с кем не здоровается, ни у кого не просит прощения, а просто начинает обниматься с Марысей.
Тут же следом примчались родители Лешека и всё у всех стало в шоколаде. У всех, кроме Антони.
Марыся, вновь обалдев от перспективы стать графиней, сразу облачается в дорогой наряд и, к счастью, не забывает об Антони. Тот за себя как не благодарил так и не отблагодарил знахаря. Мог бы помереть от своего открытого перелома, если бы через открытую рану попала инфекция. Он лишь сказал ему спасибо за Марысю. Хоть что-то. И нанял-таки адвоката после апелляции решения суда.
Повторное заседания суда. Из Варшавы на новый судебный процесс в качестве эксперта приглашают авторитетного хирурга Добранецкого (Пётр Фрончевский), который оказывается бывшим учеником профессора Рафала Вильчура. Его одолевают сомнения по поводу истинной личности знахаря Косибы и мучает некий внутренний конфликт от риска потери своего места лучшего специалиста всей страны в случае признания личности и возвращения во врачебный мир его учителя. Между тем, независимо давая оценку проведённым операциям, он честно заявляет, что они были сделаны на очень высоком профессиональном уровне (Павлицкий в ходе допросов также вынужден признать, что деятельность знахаря никому не нанесла вреда). Наконец, слово в суде официально предоставляется свидетельнице, громко называющей своё имя и фамилию — Мария Иоланта Вильчур, известной до этого момента всем её окружавшим только под именем Марыся. Едва услышав фамилию девушки, Антони внезапно окончательно вспоминает своё прошлое и понимает, что Марыся - его родная дочь. Такая эмоциональная реакция знахаря на произнесённую девушкой фамилию быстро развеивает сомнения и нерешительность Добранецкого, который тут же заявляет судьям и всему залу, что перед ними известный хирург и профессор Рафал Вильчур.
В итоге суд выносит Рафалу оправдательный приговор. Для богатых - одна правда, для бедных - другая. В последней сцене показано, как Рафал, Марыся и Лешек приносят цветы на могилу бывшей жены Рафала и матери Марыси – Беаты, умершей якобы от простуды ещё во времена скитаний беспамятного профессора. Знаем мы эту её простуду. Подцепила что-то, а её хахаль быстро её бросил (к тому же с ребёнком), а вернуться с повинной у неё духу и совести не хватило. Не навещать такие могилы надо, а плевать на них. Исковеркала сразу несколько судеб, зараза такая.
Но я конечно с неким сарказмом написал эту рецензию и близко к реальной жизни. Пусть фильм будет некой сказкой. Неправдоподобной, но доброй и душевной. Какими и мы были ещё в начале 1980-х... Современникам такой фильм не понравится. И это действительно лучший польский фильм за все времена!