Как связаны между собой консультации, посещаемость и успеваемость? Надо сказать, что когда-то, давным-давно, автор настоящей публикации, будучи студентом первого курса, получил на экзамене по формальной логике оценку "отлично". Трудно сказать, на какие вопросы отвечал автор, и насколько хороши были его ответы. Однако об одном обстоятельстве автор помнит точно: он посетил консультацию преподавателя логики. Консультация проводилась на кафедре другого, естественнонаучного, факультета, в другом корпусе университета. Преподаватель запомнил студента на своей консультации.
Посещаемость. В прошлом посещение семинарских (практических) занятий было обязательным для студента, посещение лекций также проверялось, но изредка. Это могло быть связано с большим количеством студентов на лекции и аудиториями, которые не могли вместить всех желающих. В настоящее время преподаватель ведет тотальный контроль посещаемости всех студентов не только на семинарских (практических) занятиях, но и на лекциях. Как правило, студенты, пропускающие занятия, испытывают значительные трудности на экзаменах и зачетах. Оценка за работу на семинарских занятиях — составная часть итоговой оценки на экзамене. Нерадивый студент рискует тем, что не получит допуск к экзамену или зачету. Университеты и преподаватели рады любому студенту, но студент становится полноправным участником образовательного процесса и может вести творческий диалог с преподавателем при условии активной работы на семинарах и участия в научно-практических конференциях. Студенты, пропустившие занятия приглашаются на консультации
Консультации. Обучающиеся, желающие получить дополнительные сведения от преподавателя по интересующим их вопросам, а также отстающие приглашаются на консультации. Будет правильным направлять преподавателю перечень вопросов для обсуждения на консультациях заблаговременно, посредством электронной почты через телекоммуникационные сети. Консультаций избегают студенты, имеющие слабую подготовку, не представляющие, о чем именно следует говорить с преподавателем, затрудняющиеся при формулировании ответов на вопросы преподавателя. Консультации необходимы преподавателю, чтобы контролировать свою работу и своевременно вносить в нее коррективы, учитывая возможности каждого своевременно обратившегося к нему студента. Консультации незаменимы при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Игнорирование приглашений на консультацию может влечь за собой не допуск к экзамену или зачету.
Экзамены и зачеты проходят доброжелательно во многом благодаря индивидуальным консультациям. Консультации незаменимы, если студент чрезмерно боязлив, робок или страдает нарушением темпо-ритмической организации речи, периодически испытывает приступы необъяснимой тревоги, сопровождаемые страхом. Сегодня консультацию можно получить в социальной сети, обратившись к преподавателю письменно.
Как повысить успеваемость обучающихся? «Каждый представитель своего предмета должен помнить, что то, чего он требует от ученика, он должен делать сам», – наставлял П. Ф. Лесгафт (Лесгафт П.Ф. Школьное дело // Право : еженедельная юридическая газета. 1905. № 35 (4 сент.). Стлб. 2855).
Преподаватель гражданского права и процесса требует от студентов изучения гражданского права и процесса, это означает, что преподаватель гражданского права должен изучать и исследовать гражданское право и процесс, решать задачи по гражданскому праву и процессу, доводить до сведения учеников результаты своих непрерывных упражнений по гражданскому праву и процессу (учебные пособия, научные статьи и доклады на конференциях). Благодаря личному примеру преподавателя, студент может проявить интерес к гражданскому праву.
Роберт Мейнард Хатчинс писал, что интерес к юридическому образованию возникает благодаря связи между рабочей (учебной) программой высшего учебного заведения и работой в юридической конторе (офисе адвоката, консалтинговой организацией). Нельзя не согласиться со словами философа: «Интересною мы называем мы драму или эпическое стихотворение тогда, когда события и поступки, о которых они повествуют, побуждают нас к участию в них» (Шопенгауэр А. Об интересном // Шопенгауэр А. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 6: Из рукописного наследия. М., 2001. С. 287).
Студент испытывает интерес к гражданскому праву и процессу, когда юридическая контора проявляет интерес к студенту как стажеру и будущему юрисконсульту. Лекция по гражданскому праву и процессу будет по настоящему интересной для студента, если студент участвует в защите субъективных гражданских прав, о которых преподаватель рассказывает на лекции.
«Расцвет университетских юридических школ в семидесятые годы (XIX века. – Авт.), – писал Р. М. Хатчинс, – сопровождался (шел параллельно) расцветом крупных корпораций и колоссальным расширением американской промышленности» (Hutchins R. M. Legal Education // The University of Chicago Law Review. 1937. Vol. 4. № 3. P. 360). У юриста появился шанс нажить значительный капитал. Студенты стали смотреть на занятия юриспруденцией в свете будущего возможного капитала, который для многих оказался «шкурой неубитого медведя», но ведь другие действительно нажили большие капиталы или хотя бы скромные состояния. Говорить не следует о том, что иные были убиты или получили судимость.