Лаборатория медиевистических исследований Высшей школы экономики и кафедра истории средних веков Исторического факультета МГУ провели серию дискуссий о влиянии ислама на средневековую Европу. Приводились примеры того, как это влияние находило свое проявление в самых разных сферах.
Действительно, этот процесс охватывал множество направлений – от фундаментальных наук до такой экзотической темы как гигиена. В средневековой Европе мылись очень мало. Многие опасались, что, помывшись, они смоют с себя благодать, полученную при крещении.
И вот, например, во Франции даже у королей утренние водные процедуры порой сводились к тому, чтобы просто смочить веки водой.
А испанская королева Изабелла I, как было зафиксировано в хрониках, не мылась восемь месяцев - она дала обет не мыться и не менять сорочку, пока не будет одержана победа в войне, которую она тогда вела.
Белоснежная сорочка королевы за время обета сильно обветшала и приобрела серо-желтый цвет. Этот цвет с тех пор в Испании так и называется - un color isabel («цвет Изабеллы»).
В общем, в Европе с мытьем было не очень, но где-то с XII века ситуация стала меняться, по крайней мере в верхушке общества - и как раз под влиянием веяний с Востока. Дело в том, что в Европу завезли моду на чистоту рыцари-крестоносцы, которые во время крестовых походов побывали в арабских странах. Вот что писала об этой истории египетская газета Sasapost:
«Пока в Европе отсутствовала культура чистоты, мусульмане соблюдали личную гигиену, наслаждались этим и восхваляли ее. Распространение исламских обычаев сыграли важную роль в популяризации личной гигиены в Европе. Особенно это касалось повседневного использования воды».
Но больше всего, конечно, историки говорят не о заимствованиях в сфере гигиены, а о влиянии исламского мира на развитие математики и других наук в Европе. В частности, европейцы узнали много нового для себя из попавших на Запад рукописей исламских ученых из «Дома Мудрости» в Багдаде - академии, которой руководил Мухамед Аль-Хорезми.
А сам Хорезми был автором математического трактата, в котором появился термин «аль-джабр» - отсюда и произошло название европейской алгебры. От него в европейских языках появилось и слово “алгоритм”. Имя Аль-Хорезми в латинском написании превратилось в Algorithmi – и так стали называть научные приемы знаменитого исламского математика.
Также именно благодаря сочинениям Аль-Хорезми в Европе распространилась цифровая символика с нулем. Кстати и религиозно-философская символика, связанная с нулем, с понятием пустоты, тоже активно проникала в Европу из мусульманского мира.
В исламе понятие пустоты играет важную роль. Наглядным символом является михраб — полая ниша в мечетях, которая указывает направление на Мекку. Эта ниша в стене никогда ничем не заполняется, она всегда остается пустой. И это отражает один из главных постулатов исламского богословия, что в мире все было создано из ничего, что мир - лишь продолжение этого ничто, то есть иллюзия, следствие пустоты и небытия.
В итоге, возможно, еще один пример влияния ислама на христанскую богословскую мысль – это необычные рукописи, которые появились в средневековой Италии. Группа монахов придумали необычный жанр церковной литературы - проповеди о деяниях Святого Никто («Nemo» по-латыни).
Монахи собрали из бибилейских текстов фразы, в которых фигурировало слово «никто» - типа «никто не знает своего часа», «никто не спасет этого грешника» и так далее. Семантическая тонкость тут в том, что в латыни и в европейских языках такие фразы пишутся без частицы «не», то есть фраза «никто не знает» буквально передается такой грамматической формой (на латыни) как «nemo scit» - «никто знает».
В итоге эти проповеди о Святом Никто содержали фразы «Nemo aperit» (отворит), «Nemo ascendit in celum» (восходил на небо) и тому подобное. Авторы проекта даже преподнесли свой труд итальянскому кардиналу Бенедетто Каэтани, который позже стал римским папой Бонифацием VIII. А когда в начале XVI века житие Святого Никто было издано типографским способом, на первую страницу поместили его портрет - пустую рамку, в которой якобы был изображен Никто.
Одни воспринимали это как кощунство и ересь, другие - как попытки привлечь внимание к проявлениям в Библии трансцендентальных образов «ничто» и «никто», Но независимо от оценок сама идея явно могла появиться под влиянием исламских идей о важной роли философского понятия пустоты.
Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.