19 февраля 1942 года 188 японских самолетов с авианосцев "Акаги", "Кага", "Хирю" и "Сорю" нанесли удар по австралийскому городу Дарвин, в то время основному пункту снабжения войск союзников на юге Тихого океана. Еще через час по порту нанесли удар 27 G4M из состава кокутай "Каноя" и 27 G3M из 1-го кокутай, вылетевшие с аэродромов на островах Целебес (современное название Сулавеси) и Амбон. Удар оказался абсолютно внезапным, не смотря на то, что подлетающие самолеты были обнаружены и о них прошел доклад. Так же как и в Перл-Харборе, было принято решение, что "движущееся на юг большое количество самолетов" это свои - американские P-40, возвращающиеся из Тимора (на самом деле вылет не состоялся из-за плохой погоды). В гавани были потоплены американский эсминец DD-226 "Пири", девять вспомогательных и транспортных судов, еще 25 судов были повреждены. В воздухе и на земле уничтожено 23 самолета союзников. Погибло 292 человека (возможно много больше). Порт был выведен из строя.
Не смотря на внезапность и силу удара, австралийцы оказали все какое смогли сопротивление и сбили четыре японских самолета.
Один бомбардировщик D3A1 (б/н AII-254) с авианосца "Кага" был сбит при бомбежке аэродрома и упал в районе Дарвина, оба члена экипажа погибли.
Один истребитель A6M2 с "Кага" и бомбардировщик D3A1 с "Сорю" смогли дотянуть и сесть на воду рядом со своими эсминцами, которые спасли их экипажи (возможно был подбит и сел на воду еще B5N2, но это не точно).
"Зеро" старшины 1-й статьи Тоясима Хадзимэ с авианосца "Хирю" был подбит над Дарвином. Пуля калибра 7,7-мм пробила масляный бак и летчик развернулся, пытаясь дотянуть максимально близко к своим кораблям до остановки двигателя. Через некоторое время двигатель заглох и Тоясима совершил вынужденную посадку на расположенном в 100 км севернее острове Мелвилл. При посадке истребитель врезался в деревья. Двигатель частично оторвался, повреждены крыло и хвостовая часть самолета. Тоясима ударился головой о прицел и разбил лицо.
На поиски летчика предполагалось отправить гидросамолеты с крейсеров "Тоне" или "Тикума", но по какой-то причине этого сделано не было и японское командование объявило старшину погибшим.
Между тем Тоясима, даже не попробовав сжечь свою относительно целую машину, пытался максимально далеко уйти от места посадки, видимо считая, что противник будет искать его там в первую очередь. Идя по острову он наткнулся на группу аборигенов, собиравших дикий мед. Первым его заметили дети. Старшая девочка сильно испугалась и убежала за взрослыми. Японец взял самого маленького ребенка на руки и пошел следом. Пришедшим взрослым старшина отдал мальчика и подарил свои часы. На вопросы кто он и где его друзья ничего не ответил. Ночь летчик и аборигены провели в соседних кустах. На следующий день несколько десятков местных жителей обступило Тоясиму. Матиас Улунгра, приставил к спине летчика топор и захватил первого японского военнопленного на территории Австралии.
24 февраля 1942 года аборигены переправили Тоясиму на лодке на соседний остров Батерст и сдали представителю австралийских вооруженных сил сержанту Лэсли Пауэллу из состава 23-й роты королевских австралийских инженеров. Интересно, что сержант не был вооружен и пользовался пистолетом японского летчика.
Тоясима Хадзимэ родился 29 марта 1920 года (по другим сведениям в 1919 году) в крестьянской семье в деревне Кацума (пригород современный город Митоё) префектуры Кагава (южная часть острова Сикоку). Еще в школе он мечтал стать летчиком-истребителем. В 1938 году был призван на срочную службу попав в военно-морской флот на базу Сасебо. После курса начальной подготовки и обучения в качестве сигнальщика на крейсере "Нагара" был принят в летную школу. В сентябре 1940 года был назначен на авианосец "Хирю". Участвовал в нанесении удара по Перл-Харбору в декабре 1941 года.
На допросе Тоясима назвал себя Минами Тадао, стрелком бомбардировщика вылетевшего с острова Амбон. Пытаясь скрыть место посадки своего истребителя он заявил, что его самолет был сбит над морем и до острова он добрался в плавь. Однако его сразу уличили в том, что его комбинезон не имеет следов соли от морской воды и на нем есть бирка "Хирю". Чуть позже аборигены нашли место посадки и в начале марта 1942 года к самолету прибыли специалисты ВВС Австралии.
На то время это был самый комплектный экземпляр "Зеро" доставшийся западным союзникам, но эвакуировать машину не было возможности и специалисты ограничились снятием нескольких узлов и описанием особенностей конструкции.
9 апреля 1942 года пленного старшину отправили в лагерь перемещенных лиц (гражданских японцев) с номером POWJ 910.1 (затем изменен не PWJA.110.001, в обоих случаях цифра 1 - первый). Режим содержания был весьма легким. Гражданские в лагере его уважали, среди заключенных было много образованных лиц и они обучали Тоясима английскому языку.
Первое время в лагерь прибывали немногие японские морские летчики, сбитые над Австралией. Однако война продолжалась и явно не в пользу Японии - количество пленных росло. К 1943 году пленных японских военнослужащих стали концентрировать в Лагере № 12 в Коура (300 км западнее Сиднея, штат Новый Южный Уэльс на юго-востоке Австралии). 8 января1943 года в числе первых туда прибыл и Тоясима.
Режим содержания в "военном" лагере также не отличался строгостью (а уж по сравнению с японскими или немецкими лагерями это вообще курорт, а для итальянцев просто "пионерский лагерь" - у них был свободный выход и они к местным фермерам в работники нанимались). Основным занятием пленных было возделывание огородов и праздное проведение времени с играми в бейсбол (впоследствии бейсбольные биты оказались хорошим оружием, а перчатки помогали преодолеть забор из колючей проволоки), борьбу и маджонг.
Идеологически "подкованные" пленные начали создавать подпольные организации. При этом, существовавшая в Японии вражда между армией и флотом нашла и здесь отражение - пленные разделились на "флотских" и "армейцев", имевших разных руководителей и борющихся между собой за власть. Тоясима оставался одним из лидеров "флотских подпольщиков", пользуясь авторитетом и как опытный товарищ, и как владеющий английским языком и способным объясняться с администрацией.
Еще 3 июня 1944 года военнопленный кореец сообщил о планируемом японцами восстании с захватом оружия и массовом побегом. Охрана была усилена, но других мер не предпринималось. Количество содержащихся в лагере продолжало увеличиваться. Начальник лагеря решил разделить рядовых и сержантов расселив их по разным лагерям. В соответствии с Женевской конвенцией 4 августа 1944 года пленным заблаговременно объявили о переезде, намеченном на 7 августа. Флотские и армейские руководители на срочном совместном совещании решили немедленно начать восстание и побег.
Около 02.00 5 августа по сигналу горна, поданному старшиной 3-й статьи Тоясима Хадзимэ, восстание началось. Большинство лагерных сооружений были подожжены и пленные бросились на штурм колючей проволоки. Из 1100 японцев бежало 378 человек. Погиб 231 японец, убитые либо открывшей огонь охраной, либо покончившие с собой, либо убитые за сотрудничество с администрацией. Еще 108 японцев получили ранения. Погибло четыре охранника и четверо получили ранения. В течение девяти дней были пойманы 334 бежавших. Остальные были убиты или пропали без вести.
Тоясима перебрался через забор из колючей проволоки, но был тяжело ранен в грудь пулеметным огнем с вышки уже находясь за границей лагеря у ирригационной канавы. Рана не позволяла ему идти. Тоясима Хадзимэ, лежа на стенке канавы, выкурил сигарету и перерезал себе горло самодельным ножом.
Это было не единственное восстание японских военнопленных, но по количеству участников оно в разы превосходило все остальные случаи.
После окончания войны большинство пленных репатриировали или отпустили к концу 1945 года. Лагерь официально закрыт в январе 1947 года.
Самолет Тоясима еще раз "открыли" с пролетающего бомбардировщика B-25 29 марта 1943 года. К самолету отправилась еще одна исследовательская группа, снявшая еще несколько элементов конструкции и отметившая хорошее состояние самолета после года, проведенного в тропическом климате под открытым небом.
Заново "Зеро" был открыт в сентябре 1960 года при строительстве на острове дороги. Самолет опознали как первый сбитый над Австралией и попытались его сохранить. Почти двадцать лет решалось что делать с истребителем и в какой музей его отправить. За это время машину постепенно разворовывали любители сувениров. Наконец в начале 1980-х готов оставшиеся обломки вывезли в Дарвин где сейчас они находятся в местном авиационном музее.
В Австралийском военном мемориале (Australian War Memorial; Канберра) выставлен горн, которым Тоясима подавал сигнал к побегу 5 августа 1944 года. В запасниках этого музея также находятся пояс из тысячи стежков (сэннинбари), снятый с Тоясима при первом допросе в Дарвине в 1942 году и табличка от гидравлической системы с его самолета.
В музее Королевских ВВС Австралии (RAAF Museum Point Cook; Пойнт-Кук, штат Виктория, юго-восточная часть Австралии) выставлен манекен, в летном костюме Тоясима.