Бывают в жизни ситуации, когда человеку срочно нужно подобрать правильные слова в своём выступлении, чтобы у слушателя возникли новые идеи, будь то по поводу ведения дел бизнеса, или же для выработки новой концепции. Риторика как область знаний о красноречии и искусстве говорить правильно и красиво может быть нам весьма полезна. Только лишь стоит "открыться" ей.
Взгляд из древности
Рассуждал о риторике знаменитый древнегреческий философ, воспитатель Александра Македонского, Аристотель (384-322гг.). С позиции философа суждение о риторике и ее значении для нас в современную эпох довольно простое. Она нужна нашему обществу не как наука об украшении речи, а как дисциплина, помогающая научиться разумно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Ну что ж, вполне разумно.
В своё время он написал целый учебник – «Риторика» (ок. 355 г. до н.э.), в котором систематически изложил теоретические основы риторики. Обученному риторике современному человеку понятна по смыслу конструктивная ось аристотелевской «Риторики»: оратор – речь – аудитория. Главная идея выступления исходит от оратора, через речь пронизывает сознание слушателя (аудиторию). Результат? Может быть с плюсом, может быть с минусом. В зависимости от многих факторов, которые подробно разбирает риторическое знание. На то она и наука, чтоб ей учиться. "Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них" (Исократ).
Интересно, что к риторике Аристотель относился как к неизбежному злу, порождённому общей испорченностью нравов (имеется в виду демос (народ) - те, кто заседал в народном собрании Афин и принимал решения голосованием, слушая недобросовестных ораторов). Он считал, что "истина сама по себе убедительна, если бы слушателями были люди разумные, а процедуры принятия решений – справедливыми". Но раз это не так, то риторику как комплексное средство воздействия на чувства и ум, приходится преподавать, изучать и применять.
Дар убеждения и идея
Все мы знаем и помним о даре убеждения. Самый быстрый ответ из сети интернет (и по моему правильный), таков: «Дар убеждения - это умение убедительно выражать свою точку зрения, влиять на мышление и поведение других людей, при этом учитывая их интересы и точку зрения. Это навык, который может быть полезен в различных ситуациях, например, при продаже товаров или услуг, убеждении коллег в своей идее, убеждении руководства в важности проекта и т.д.».
Уметь убеждать современную аудиторию и влиять на общественное мнение – это залог успеха лидера, который действует в области связей с общественностью и политической коммуникации.
Но что же в простой среде обитания людей заинтересованных? Аристотель высказал важную мысль: "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Вот в чём истина сокрыта, и вот что нам важно! Выработка идеи в концепции – это наше будущее представление о человеке.
Риторика приходит на помощь
В практическом применении риторика и впрямь хороша, если обратиться к конкретным методам. Рассмотрим один из многих риторических приёмов - метод словесных ассоциаций, предложенный филологом, профессором Д.Х. Вагаповой. Он заложен в игре "Найди идею".
На мой взгляд, с помощью такого метода можно научиться быстро находить нужные идеи, так важные для нас в общественной жизни. Именно идеи в нужном применении и правильная их реализация приближают нас к успеху в жизни.
Игра "Найди идею"
Цель игры - научиться пользоваться методом словесных ассоциаций для нахождения идей.
Ежедневно жизнь ставит перед нами задачу «найти идею»:
- отобрать материал из большой массы информации, имеющейся в вашем распоряжении по теме, допустим, "Пушкин и Пущин в соответствии с идеей, интересной и вам, а самое главное, будущим слушателям - общеизвестным истинами из биографии Пушкина никого не удивишь. Неслучайно ведь в титрах об авторах тех или иных телепередач стали выделять "автора идеи";
- наладить отношения с мамой, папой, старшим братом, учителем, другом и т. д. На основе какой идеи это можно сделать?
- найти способ заработать немного денег на необходимую вещь, на карманные расходы, на подарок ко дню рождения;
- провести день рождения так, что праздник надолго запомнился...
Итак, определите для себя задачу, требующую выполнения в ближайшие две-три недели, и, взяв в руки Толковый словарь русского языка, например С.И. Ожегова, воспользуйтесь методом словесных ассоциаций, суть которого заключается в следующем.
Издатель одного журнала использовал этот метод при анализе своей продукции. Он хотел сэкономить деньги и избежать увеличения стоимости журнала. Тогда он взял карманный словарик и использовал его в качестве списка слов. Слово «цвет» натолкнуло его на мысль изменить цвет обложки, слово «поля» - уменьшить их на каждой странице и таким образом сэкономить место. Когда он дошёл до слова «размер», то по ассоциации возникло слово «меньше» - и в результате незначительное изменение объёма журнала принесло большую выгоду. Слово «структура» натолкнуло на использование другого, более дешёвого, вида бумаги. Метод словесной ассоциации помог издателю избежать повышения стоимости журнала. Но что удивительнее всего: внешне журнал стал привлекательнее.
Концептуальная идея достигнута. Данный метод в состоянии помочь современному оратору эффективно прорабатывать свои идеи и умело воплощать их в своем деле. Вот такая наука риторика.
Подписывайтесь и ставьте "нравится". Интересные факты современности и древности, истории и мифологии можно найти на моём канале.