Российский авторынок переживает уникальное время потерь и новых возможностей. С одной стороны, для многих стало потрясением уход практически всех иностранных автопроизводителей, которые в ближайшем будущем точно не вернутся. С другой стороны, меньше конкуренции - больше возможности у тех, кто остался. В том числе это касается отечественного автопрома. Даже самый худший сценарий имеет свои положительные стороны.
Если посмотреть историю современной России, то наш автопром в ней ничем не отличился. Наши производители считали, что конкурировать с мировым автопромом, который успешно продавался у нас, было невозможно и бесполезно.
Да, были попытки сделать шаг вперед на примере завода Москвич, который в нулевых попытался выпустить целую линейку современных автомобилей. Они даже получили патриотичные названия Юрий Долгорукий, Князь Владимир и Иван Калита, и предназначались для различных госслужб, в том числе для милиции, скорой помощи, такси и т.д. Но, как оказалось, это был очередной распил, машины провалились в продажах и имели посредственное качество сборки.
Похожая ситуация была и на заводе ГАЗ, когда там пытались поставить на конвейер современную Волгу Сайбер. В итоге за счет помощи государства проект продержался всего пару лет, а на его место пришел Volkswagen, который начал сборку своих машин. В общем, развивать свое мы не хотели, хотя имели доступ к мировым технологиям и могли спокойно их копировать, как это делали китайцы. Но наши топ-менеджеры не ищут сложных путей, проще отдать рынок иностранцам и собирать налоги с продаж.
Как итог, Россия никогда не была страной продвинутого автопрома, который бы мог конкурировать на мировом рынке. Задатки на это были в СССР, когда мы массово выпускали жигули, но они рухнули вместе с той страной.
Сейчас ситуация абсолютно другая, рынок почти полностью зачищен, и это выгодно не только китайцам. Нашим производителям также теперь проще продавать свои автомобили, плюс начать развиваться в других сегментах. Например, АВТОВАЗ лидер в сегменте самых доступных машин, хотя доступность той же Весты тает на глазах, но и китайцы параллельно растут в цене. Тут уже ничего не сделаешь, это новая реальность, в которой надо как-то выживать.
Помимо ниши доступных машин, у нас появилась возможность развивать премиум сегмент. Раньше этого не делали или не хотели, потому что были премиум Немцы, Японцы и даже Корейцы со своим брендом Genesis.
Теперь всего этого нет, и массово закупать эти авто никто не будет, к тому же поставки таких машин в Россию запрещены на уровне санкций. То есть ниша полностью зачищена, и у наших производителей есть возможность создать свою линейку премиальных автомобилей, причем в массовом сегменте. Этим займется бренд AURUS, который является полностью российским и уже успешно продает представительские лимузины.
О запуске производства массовых машин под маркой AURUS стало известно совсем недавно. Об этом официально заявил Глава Минпромторга Денис Мантуров. Он подчеркнул, что новые автомобили будут меньше и дешевле, чем Аурус Сенат и Аурус Комендант.
Мы планируем начать производство автомобилей S-класса и E-класса, это будут более доступные и массовые автомобили. Они станут альтернативой для ушедших премиум машин от Mercedes, BMW, Audi, Lexus и т.д. Также в будущем может появиться кроссовер или внедорожник, а продажи первых машин должны начаться уже в 2025 году. Предположительная цена будет на уровне 4-5 млн рублей.
Кто-то подумает: Ну, всё понятно! Опять будут переклеивать шильдики на китайских авто, как это делает Москвич и как это будут делать на новой Волге. Да, полностью исключать такой вариант нельзя, но я склоняюсь к тому, что линейка AURUS будет чисто российского производства, и сейчас объясню почему.
Во-первых, Аурус имеет репутацию чисто российского бренда, и это далеко не Автоваз и Москвич, чтобы так просто лепить свой бренд куда угодно. К тому же опыт Москвича показал, как люди негативно восприняли переклеенные китайские машины. Обмануть людей не получилось и вряд ли получится в дальнейшем.
Поэтому AURUS с большей вероятностью будет выпускать автомобили своей разработки, от дизайна до моторов. Напомню, что у компании есть своё предприятие в Татарстане, в Особой Экономической Зоне Елабуга.
Завод рассчитан на выпуск 5 тысяч машин в год, но на самом деле выпускает гораздо меньше. И это неудивительно, лимузины по цене 30 млн рублей вообще не массовый сегмент, а вот новые седаны за 4-5 млн рублей гораздо интереснее. Они могут массово продаваться в госслужбы страны и людям, которые привыкли ездить на премиум машинах.
Но выпуск новых моделей, скорее всего, будет на бывшем заводе Toyota, активы которого были переданы компании ООО "Шушары-Авто". Что удивительно, новым директором этой компании стал Андрей Панков, который является главой ООО "АУРУС МОТОРС". Это подтверждают данные из ЕГРЮЛ.
Вы спросите, а где мы возьмем мотор и коробку? Ведь слепить кузов и разработать для него дизайн это одно, а создать с нуля мотор и коробку это совсем другое. Для начала хочу напомнить, что на лимузин Аурус Сенат ставят российский мотор, разработанный ФГУП НАМИ, это V8 4,4л мощностью 598 л.с. и 880Нм крутящего момента. 9-ступенчатый автомат тоже наш, его производит российская компания "КАТЕ" в Москве.
Мотор и акпп для Аурус Сенат
И полный привод для машины тоже производят в России. Да, там использовались иностранные комплектующие, но заменить их можно при желании. В целом же локализация AURUS сейчас на отметке 70%.
А теперь что касается мотора для более доступных машин. Мало кто знает, но такой мотор уже есть в России, это 2,2л 245 л.с. и 380Нм крутящего момента. Так называемая "половинка от мотора Аурус Сенат". Этот мотор ФГУП НАМИ раскрыл ещё в 2018 году. Причем он может быть как с турбиной, так и без неё.
Турбомотор от НАМИ: 2,2 литра, 245 л.с. и 380Нм
Более того, мотор уже прошел испытания, осталось только поставить его на конвейер. Изначально он создавался для проекта "Кортеж", в модельном ряду которого должен быть не только лимузин, но и более доступный седан, кроссовер, минивэн. Получается, к такому шагу готовились давно, и сейчас надо лишь собрать все воедино. Лимузин у нас появился и даже большой внедорожник есть. Следующий шаг - более доступные премиум автомобили.
Конечно, гораздо проще взять китайский авто и лепить на него наши логотипы. Но это точно не про AURUS. Уже есть Москвич, будет китайская Волга, но AURUS трогать нельзя. Это единственная российская марка, за которую не стыдно.