Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Сумбур вместо музыки? "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Д. Шостаковича

Премьера одной из главных опер XX столетия состоялась 90 лет назад - 22 января 1934 года на сцене Малого Ленинградского оперного театра (МАЛЕГОТ, ныне - Михайловский театр).

Пройдет всего лишь два года - и Дмитрий Шостакович примет один из страшнейших ударов в своей жизни за это сочинение, а опера в одночасье исчезнет со сцены на долгие годы. Как это было - расскажем в нашей статье.

Исторический документ. Спектаклю 29 января уже не суждено было состояться.
Исторический документ. Спектаклю 29 января уже не суждено было состояться.

"Леди Макбет Мценского уезда" Лескова-Шостаковича

Лесков задумывал повесть о купчихе Катерине Измайловой, убившей трех человек ради порочной любовной связи c работником Сергеем, как начало большого цикла о судьбе русской женщины. За «Леди Макбет» должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако цикл написан так и не был.

Полвека спустя и Шостакович заявил в печати о желании создать цикл с той же темой - в котором была бы опера "Мать" по Горькому, музыкальная драма о женщине-революционерке.. Но и композитору воплотить замысел не удалось. Нам осталась лишь пронзительная, гениальная в своей простоте повесть Лескова и не менее гениальное творение Шостаковича.

Впрочем, трактовка главного образа - Катерины Измайловой - в опере и повести совершенно различны!

Ретушируются важнейшие нюансы:

  • В повести любовники совершают три убийства: мужа Катерины, свекра и малолетнего племянника. В либретто детоубийства нет.
  • У Лескова Катерина беременеет от Сергея и успевает по ходу действия родить ребёнка и отказаться от него при отправке на каторгу. В либретто купчиха не беременеет и не рожает, бросать ей некого.
  • В повести Борис Тимофеевич, свекр Катерины, порет Сергея втайне. В опере же он подвергается публичному истязанию на глазах у возлюбленной, что дает последней дополнительный мотив к ненависти.

Так, Шостакович заставляет нас не только сопереживать купчихе, но даже испытывать сострадание к ее зверскому преображению. Не она сама - среда, люди и их жестокие поступки становятся причиной преступлений...

Сцена из спектакля (постановка - Геликон-опера, 2000 г.)
Сцена из спектакля (постановка - Геликон-опера, 2000 г.)

Музыка оперы наполнена гротеском и сатирой. Вот так звучит антракт к III действию - сразу после убийства любовниками Зиновия Борисовича, мужа Катерины. Архивное видео - исполняет сам автор!

А этот пронзительный фрагмент, вызывающий комок в горле - песня Катерины на каторге (фильм-опера с Галиной Вишневской в главной роли):

Конечно, рекомендуем вам познакомиться с этой великой музыкой целиком. Есть упомянутый выше фильм-опера (редакция с купюрами), есть запись постановки в театре Геликон-опера.

"Сумбур вместо музыки"

22 января 1936 года постановку оперы в Большом театре посетил Сталин и партийное начальство. Шостакович заметил, что после антракта ложа вождя народов опустела. Недобрый знак.

Ранним утро 28 января Дмитрий Шостакович по обыкновению вышел к киоску за свежим выпуском газеты "Правда". На первом же развороте его ждал подзаголовок, который не сулил композитору ничего хорошего. Попробуйте представить себя на месте человека, который свежим зимним утром открывает главную газету СССР и видит это:

-3

Текст этой статьи доступен целиком - мы приведем лишь самые экспрессивные фрагменты:

Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде...
Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория.
Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо.

Мейерхольда, упомянутого в статье, в 1940 году расстреляют. К той же участи был готов и Шостакович. Оправившись от первого шока, композитор несколько дней будет ночевать у входной двери на чемоданах - чтобы если за ним приехали, то не разбудили бы жену.

Автор статьи "Сумбур вместо музыки" так и остался неизвестен.

-4

Что было после

Тот день разделил жизнь Шостаковича на до и после.

"Леди Макбет Мценского уезда" вернется на сцену только в 1962 году - в том облике, который допустила цензура, со значительными купюрами и с новым названием "Катерина Измайлова". Только в 1978 году в Лондоне поставят первую редакцию оперы.

В 1996 году Мстислав Ростропович поставит оперу в концертном исполнении в Большом зале Московской консерватории, а все средства от продажи билетов (цена места в партере доходила до 5000 долларов) пойдут на восстановление Храма Христа Спасителя.

Шостакович и Ростропович, 1960-е гг.
Шостакович и Ростропович, 1960-е гг.

А сам Шостакович после 1936 года больше не напишет ни одной оперы - хотя заявлял, что вот-вот допишет еще одну музыкальную драму до конца своих дней. Да и тому, что говорит в печати Шостакович с этого момента говорить не приходится - в его музыке берут на себя огромную роль средства "эзопова языка", а истинное содержание его зрелых и поздних произведений требует тщательной расшифровки.

Впрочем, это уже совсем другая история...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц