Самым непостижимым и загадочным предметом современного быта остается зеркало.
Попробуйте посмотреть в него и резко отвернуться. Боковым зрением вы заметите, что отражение на доли секунды запаздывает, как будто не успевает почувствовать наше намерение.
Вы никогда не задумывались ПОЧЕМУ ТАК?
Возможно удивитесь, но ученые Института Проблем Управления Российской Академии наук доказали, что зеркала способны запоминать отраженные в нем события , и неограниченное время воздействовать на смотрящих в них людей.
То есть зеркала не только «видят», но и «записывают» информацию.
Ведь недаром в эзотерическом мире их считают порталом в прошлое. Причем настолько далекое прошлое, что в них могут скрываться хроники таких древних наших воплощениях, о которых мы и во сне не вспомним.
Более того, принято считать, что часть ауры зеркала находится в нашем мире, а часть в потустороннем.
Поверхность зеркала в какой-то мере похожа на воду реки Стикс, отделяющую мир живых от мира мертвых. Отсюда обычай занавешивать зеркала в доме, где кто-то умер…
Секреты зеркал приоткрывает история их изобретения.
Вы обращали внимание, как часто в старинных особняках Петербурга устраивают выставки так или иначе связанные с Венецией?
Что за примером далеко ходить- в прошлом году выставка «Венеция Казановы- Петербург Дягилева» в Шереметевском дворце стала каким-то почти мистическим событием, заставившим многих петербуржцев возвращаться туда неоднократно.
Я сама была на выставке три раза.
Настолько притягательна была атмосфера полутемных залов с огромными затуманенными зеркалами, с игрой водных бликов на стенах, тихим шепотом влюбленных и всплеском волн Гранд канала.
Почему я об этом заговорила?
Да потому что тайна зеркал неразрывно связана именно с Венецией, и первые зеркала можно сравнить разве только с побочным продуктом опытов средневековых алхимиков.
Только алхимики варили золото из ртути, а мастера- зеркальщики сумели на тончайший слой золота нанести ртуть, которая моментально превратилась в золотую амальгаму.
Эту чудесную субстанцию нанесли на стекло и - вуаля!
Получились «волшебные» зеркала, которые делали свое отражение гораздо лучше, чем в жизни!
Посмотревшая в такое зеркало женщина всегда была красавицей, потому что золото делало отражение теплым и излучающим свет.
А еще оно дарило обладательнице уверенность в своей неотразимости , а это такая сила, перед которой ни один мужчина не устоит.
Так что сказки о чудесном зеркальце, дарившем красоту и молодость своей хозяйке , имеют вполне реальную основу.
Конечно первые зеркала, появившиеся в 1240 году, стоили очень дорого. За такие деньги в средние века можно было купить небольшой торговый корабль.
При этом ближайшие как минимум два столетия Европа покупала за баснословные деньги исключительно венецианские зеркала, обладавшей монополией в этом ремесле.
Но, как говорится, где свет, там и тень.
Вскоре после появления первых венецианских зеркал, о них заговорили как о мощнейшем магическом инструменте, который мог не только подарить молодость и здоровье, но и поработить, обмануть, околдовать и даже убить.
И всегда секрет был в составе амальгамы.
Ведь ртуть можно нанести не только на золото. Самой доступной основой тогда было олово.
Но в состав амальгамы стали добавлять то толченые алмазы, то змеиный яд, то выжимки из цикуты и других трав, обладавших магической силой.
Признаюсь, что я перечислила лишь самые безобидные варианты добавок, потому что рецепты амальгам порой больше походили на колдовские зелья, настолько немыслимые элементы соединяли мастера.
Секреты волшебных зеркал хранили столь тщательно, что вскоре зеркальщики невольно превратились в заложников ситуации. Их изолировали от мира на острове Мурано, а малейшее подозрение в попытке открыть тайну зеркальных рецептов каралось смертью.
Порядок в Венеции держался , как известно, на доносах. Городом управлял так называемый «Совет десяти», ушами которого мог стать любой житель города, заподозривший соседа в нарушении закона. Поэтому погубить любого мастера в Венеции было несложно.
До сих пор жуткие маскароны с отверстиями во рту для писем и доносов напоминают о эфемерности былого благополучия венецианцев.
Их можно увидеть на стенах соборов, домов и конечно у врат Дворца Дожей.
Но тайное, как известно, всегда становится явным, и через пару столетий секрет создания зеркал всё-таки раскрыли в Европе. Конечно рецепт удалось получить лишь в самом безобидном виде-ртуть, олово, стекло.
Но кто знает, что европейцы добавляли в амальгаму своих зеркал?
Например швейцарский врач Парацельс, раскрывший секрет алхимического золота, настолько доверял зеркалам, что по дыханию своих пациентов на поверхность зеркальца, мог поставить диагноз. И в лечении силу зеркал использовал неоднократно.
По сей день венецианские зеркала с необычными свойствами изредка всплывают то тут, то там. Сейчас конечно крайне редки случаи появления средневековых зеркал, но…
Во время второго европейского путешествия Петра Первого в начале 1716 года к нему попало одно из необычных венецианских зеркал.
Кто знает, возможно именно оно значительно продлило жизнь первому Российскому Императору.
Ведь в 1715 году Царь был настолько истощен и болен, что его даже исповедовали как перед смертью, однако после возвращения из своей европейской поездки Петр прожил до 1725 года .
Вернувшись в Россию, окрепший Петр Алексеевич в числе прочих замыслов привез и идею производства собственных зеркал.
До этого в России уже работали стекольные заводы в Ямбургском уезде под Петербургом и Назии неподалеку от Ладожского озера, но зеркал там не делали.
А вот на построенном вскоре Стекольном заводе у Семеновского моста на Фонтанке был организован зеркальный цех.
Как, спросите вы, такое вредное производство можно было организовать в Центре большого города?
Тогда это был далеко не Центр. Долгое время границей Петербурга оставалась река Фонтанка. За ней начинались леса и городские предместья.
Да и не задумывались в начале 18 века об опасности отравления парами ртути.
В Петербурге упоминания о стекольном заводе у Семеновского моста встречаются с 1738 года .
«На здешних стеклянных заводах октября со 2 числа начнется с публичного торгу продажа разного звания деланная там в прошлых давних годах хрустальная и прочая посуда, шкатулы, зеркальные рамы, зеркала...» (Ведомости №№ 78, 80 и 81 за 1751 г. )
Смертность от отравления ядовитыми парами оказалась достаточно высокой, ведь всего 2 граммов ртути достаточно для отравления 20 человек. А тут еще рядом казармы Семеновсого полка...
В общем уже в 1747 году был опубликован указ Сената , согласно которому категорически запрещалось строить винокуренные и стекольные производства в радиусе 200 верст от Москвы и Петербурга.
Было принято решение о переносе зеркального цеха в Ямбург, но по непонятным причинам производство еще долго оставалось на Фонтанке.
Впрочем вскоре после его перевода в Ямбург ( ныне Кингисепп) , на берегу Невы близ Глухого озера появился новый стекольный завод Князя Григория Потемкина, владевшего близлежащими землями .
И конечно вредное производство быстро погубило окрестные леса, да и само озеро по экологическим соображениям засыпали уже в 1882 году.
Как просвещенный фаворит Екатерины Великой допустил строительство завода рядом со своей усадьбой, да и в непосредственной близости от монастыря Александро- Невской Лавры до сих пор непонятно.
Возможно были тайные мотивы, о которых можно только строить предположения, как и о целях приезда в Петербург прямиком из Венеции итальянского магистра тайных сил Графа Калиостро, личность которого очень интересовала Светлейшего Князя.
Впрочем возможно он часто наведывался в особняк на набережной Кутузова 24, где поселился магистр, с целью лишний раз увидеть прекрасную супругу итальянского графа Лоренцо .
Сейчас район Стеклянного городка вокруг канувшего в лета завода, представляет собой довольно депрессивный промышленный район, и о старинном производстве напоминают только названия близлежащих улиц- Стеклянная, Хрустальная, Зеркальный переулок.
Надо сказать, что в быту старые зеркала особого вреда не приносили, ведь слой амальгамы был надежно запечатан под стеклом.
Но если на стекле появлялась трещина или скол, в доме начинались болезни и неприятности, о причине которых постояльцы чаще всего не догадывались.
Именно тогда появилась примета о разбитом зеркале как предвестнике несчастий.
Зеркала на основе ртутной амальгамы производили вплоть до середины XIX века.
Только в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих придумал безвредный способ производства зеркал без ртути.
Он предложил наносить на стеклянный лист тонкий слой серебра. Чтобы не повредить его, с обратной стороны зеркало покрывали темной краской.
Именно таким способом зеркала производят и по сей день, используя иногда серебро, а чаще дешевое, но тоже абсолютно безвредное алюминиевое покрытие.
Современные зеркала по многим параметрам уступают своим старым предшественникам, но зато никаких серьезных проблем в жизнь не приносят, если их конечно не искать самому.
А вот от старинных зеркал неожиданностей ждать можно.
Поэтому стоит опасаться часто смотреть в потускневшие зеркала ушедших эпох. Конечно случайный взгляд в Эрмитажное зеркало вряд ли повлияет на вашу судьбу, но покупать старые зеркала, которые могут хранить не самую позитивную информацию точно не стоит, как бы этого не хотелось.
Возможно по причинам, описанным выше, не стоит приобретать и зеркала, которые производят частники-экспериментаторы по старым технологиям.
В особняках Петербурга сохранилось немало старинных зеркал. Их легко узнать по слегка замутненным поверхностям и легкому трепету тревожного предчувствия от соприкосновения с НЕОБЪЯСНИМЫМ.
Особенно мощным инструментом воздействия на психику, способным довести смотрящего до состояния головокружения и даже транса, являются так называемые зеркальные коридоры, которые практически всегда присутствуют в Великокняжеских дворцах и особняках высшего общества Петербурга прошлых веков. Зеркальный коридор- это практически бесконечная галерея, возникающая в зеркале, если оно помещено напротив другого зеркала.
Кстати этот инструмент часто использовали в своих ритуалах масоны. Ступени, которые неизменно появляются в зеркальном коридоре, символизировали степени масонства.
Хотя мне кажется, что большей частью зеркальные коридоры были данью моде и организовывались для зрительного расширения пространства.
Не могли же, в самом деле, населять Петербург сплошные вольные каменщики))
Но старые зеркала и без ритуальной масонской подоплеки творили порой в Петербурге такие истории, что поверить в них современному человеку в здравом уме непросто.
Самым зловещим и загадочным зеркалом остается венецианское зеркало особняка Брусницыных на Васильевском острове.
Теперь сложно понять за что великий труженик , простой тверской крестьянин по происхождению, Николай Мокеевич Брусницын получил такой сюрприз от судьбы.
Он купил в 1844 тогда еще скромное здание бывшего заводского управления с несколькими жилыми комнатами на втором этаже чтобы организовать там небольшую кожевенную мастерскую на 10 работников.
Дело пошло так успешно, что вскоре Брусницын стал купцом, расширил мастерскую до завода , где работали более 600 человек.
Со временем завод еще более значительно расширился, охватив комплекс зданий у Финского залива в Чекушах.
Вот тогда-то особняк Брусницына постепенно приобрел свой нынешний облик.
Брусницыны не уехали жить в положенный теперь им по статусу Центр, а остались на промышленной окраине Васильевского острова рядом с производством и рабочим общежитием. Их дом даже соединили воздушным переходом с фабрикой, чтобы в любое время хозяин мог контролировать процесс выделки и обработки кожи.
Сейчас особняк Брусницыных на фоне заводских корпусов и унылого промышленного пейзажа смотрится как парадная брошь на рабочей робе.
Но ведь и сад был, и оранжерея с экзотическими растениями и даже церковь с семейной усыпальницей.
Где теперь всё это? Рассказывают, что растения из оранжереи перенесли в 1924 году в Ботанический сад, церковь разрушили, а семейный склеп и вовсе затерялся во времени…
В жизни Брусницыны были людьми довольно непритязательными, но особняк отделали с любовью и роскошью в соответствии со своим новым статусом.
И надо же было Николаю Мокеевичу престижа ради купить старинное венецианское зеркало и повесить его в гостиной своего уютного семейного гнезда.
Прибыло оно в Петербург из Венеции, где несколько веков висело на стене одного итальянского палаццо .
Сейчас пишут много разных домыслов, что якобы в нем долгое время отражался гроб графа Дракулы.
Но давайте побудем хоть немного реалистами - откуда прах Дракулы в Италии?
Думаю, это было либо одно из зеркал, априори приносящих несчастья, либо оно впитало какие-то другие негативные картины истории. А может и то, и другое.
Так это или иначе, но с этого зеркала начались у Брусницыных беды- сначала умерла внучка Николая Мокеевича, потом потянулась череда проблем и неприятностей в семье- дети болели, женщины боялись зеркала настолько, что одна из служанок от страха сошла с ума , а по городу поползли слухи о зеркале Брусницыных, приносящем несчастья.
Зеркало убрали из гостиной в кладовку, и постарались забыть об неудачной покупке Николая Мокеевича.
Вскоре и сам хозяин особняка умер, оставив правда троим сыновьям выдающееся наследство, сделавшее их богатейшими людьми своего времени.
Но жизненные перемены снова не заставили себя ждать. Правда перемены эти не имели отношения к зеркалу…
В 1917 году старшие братья Брусницыны- Георгий и Николай эмигрировали из России. Младший брат Александр не нашел в себе сил бросить дело, начатое отцом.
Он остался работать на заводе им. А. Н . Радищева, как назывался после революции завод Брусницыных , главным инженером.
Его неоднократно арестовывали, отпускали, снова арестовывали .
Думаю , тут тоже зеркало не при чем.
Тем более, что особняк поглотило заводское управление, а Александр Николаевич с женой оказались в узкой комнатке типичной петербургской коммуналки на Пушкинской улице, где Брусницын вскоре умер ( в 20-е годы)
А что же зеркало?
Когда в особняке разместилось управление завода им. Радищева, однажды его извлекли из кладовки и повесили в кабинете заместителя директора, который непонятным образом бесследно исчез из своего кабинета через три дня.
После этого зеркало из особняка убрали… на центральную лестницу ДК им. Кирова по соседству.
Впрочем и там оно провисело недолго.
Говорят, его пытались вернуть в особняк, но зная , что оно приносит несчастья, советские начальники от греха подальше убрали его в какие-то кладовые.
Детали дальнейшей его судьбы история умалчивает.
Я не удивлюсь, если оно всплывет в каком-нибудь частном особняке. Возможно какой-нибудь несчастный уже купил его на аукционе престижа ради...
Странным в истории Брусницыных также является то, что если данные о судьбах сыновей Николая Мокеевича Брусницына в разных источниках описываются с точностью до наоборот, то о дальнейшей судьбе пяти дочерей упоминаний практически нет.
Лишь в одном очерке мне удалось прочитать, что одна из наследниц Брусницына при загадочных обстоятельствах исчезла из гостиной особняка в юном возрасте.
Странное свечение старинного зеркала и зыбкую поверхность его стекла заметила как раз та самая служанка, которая лишилась рассудка.
Пожалуй здесь стоит прервать свой рассказ о зеркалах, хотя закончить его достаточно сложно, потому что тема зеркальной магии неисчерпаема.
Не могу не вспомнить здесь и Башенное братство Петербурга , представители которого использовали зеркала для нейтрализации самой негативной зоны Петербурга, названной «Следом Дьявола».
Уверяю вас, что люди эти не были сумасшедшими фанатиками. Они очень серьезно относились к тому, что делали… Можно почитать о последнем Хранителе ритуалов Башенного братства ЗДЕСЬ.
Думаю, истории необычных зеркал мы с вами услышим еще неоднократно.
Будьте осторожны со старинными зеркалами, друзья!
Если вам тоже есть чем поделиться по этому вопросу, буду очень рада почитать ваши истории в комментариях.
А пока спасибо вам за внимание и доброжелательность! До новых встреч