Отпуск в январе получился невероятно длинным за счет добавленных к нему праздничных дней. Поэтому, поездки в приграничный Китай не хватило. Встал вопрос, чем себя ещё занять? Решили совершить путешествие в ближайший к Владивостоку крупный город - Хабаровск. А, заодно, и оценить его глазами жителя г. Владивостока. В сети не утихают споры о том, какой город является фактической столицей Дальнего Востока. Оба города сопоставимы по своим размерам, по численности населения, по уровню развития, а 700 километров - не расстояние для Дальнего Востока, поэтому отправились в дорогу.
Поехать решили поездом. РЖД - не слишком уважаемая мной компания, но особых вариантов не было. Автобусом не слишком удобно на такое расстояние, к тому же зимой попасть на теплый автобус - это лотерея. Живу недалеко от автовокзала и регулярно лицезрею отправляющийся в г. Хабаровск автобус, доверия он не вызывает - старенький корейский, междугородный лайнер. Именно на таком я промерз до костей при последней поездке в г. Находку. Поэтому, рисковать не стали. На автомобиле тоже не вариант - дорога скользкая, местами не очень хорошая, езда по незнакомому крупному городу энтузиазма тоже не прибавляла, постоянно быть в напряжении не хотелось, поэтому выбрали РЖД. Билеты туда и обратно без проблем купили на сайте РЖД на поезд 001/002 "Владивосток-Москва-Владивосток". Отель забронировали на Яндекс. Путешествиях, сразу же и оплатили.
Последняя поездка на поезде была очень давно, поэтому появилась возможность посмотреть, что изменилось за эти годы в сфере железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке. Ничего не изменилось, кроме новых вагонов. Двери на кнопочках, теперь один проводник на два вагона (что явно недостаточно, они бегают между ними, как белки в колесе), кофейные автоматы (стаканчик кофе 100 руб.), автоматы по продаже воды, электрические розетки и USB-порты для телефона. Wi-Fi как бы подразумевается, но нужно пройти регистрацию на сайте РЖД, что не получилось после многократных попыток - ты введи и номер вагона, и номер места, и последние цифры паспорта (зачем так всё усложнять???), результат нулевой. Как пояснила отловленная с трудом проводница, Wi-Fi доступен только пассажирам купе в другой стороне поезда, а пассажиры плацкартных вагонов, ишь чего захотели, сидите около туалета в своем закутке на "складе грязного белья"? Вот и сидите там! Кстати, не видели особого смысла приобретать купе по цене в 2 раза дороже плацкарты на поездку в 13 часов. В туалете теперь изменения - слив унитаза тоже на кнопочке и имеется душ за 150 руб (ниже на видео). Удовольствие явно сомнительное зимой, за время нашей поездки туда и обратно, душ так никто и не посетил.
Раковины в туалетах на полпути (в районе ст. Ружино) перестали сливать воду, так она и плескалась в них, на поворотах постепенно сливаясь через край на пол. Отловленная с трудом в очередной раз пробегавшая проводница предположила, что перемерз слив воды и умчалась вдаль по коридору со скоростью спортивного болида. Словам проводницы доверия никакого, поскольку сам работал в РЖД, знаю эту структуру изнутри и понимаю, что их инструктируют говорить то, что не дискредитирует компанию. Перемерз слив - недостатки вагона, отсутствие Wi-Fi - сами виноваты, купили дешевые билеты. Хотя, подозреваю, что раздача интернета просто-напросто не работала по всему поезду, а слив в биотуалете перемерзнуть не может в принципе, скорее всего, переполнился накопитель. На обратном пути при более сильном морозе слив не перемерзал. Интересно, а обязав проводников обслуживать 2 вагона, им зарплату подняли в 2 раза??? Честно говоря, женщин жалко, поскольку работают они по принципу "Фигаро здесь, Фигаро там...". Пассажиры в вагоне их разыскивают и найти не могут, а когда находят, пассажиры другого вагона начинают их искать. Глупая затея руководства. Ещё на полпути сломалась дверь входа в вагон - перемерзла, поэтому, выходить на перекур пришлось через соседний вагон. Вообще, геноцид курящих в РЖД достиг невиданных масштабов, курить запрещено в новых вагонах везде, только на длительных остановках на перроне. Вместо того, чтобы оборудовать специальное место для курения с вытяжкой, руководство РЖД пошло по пути наименьшего сопротивления - ждите станцию с длительной остановкой и курите там, хоть закуритесь. Мы ехали 13 часов, а представляете, кто рискнет передвигаться поездами РЖД с Владивостока до Москвы в течении почти 7 дней? Это же пытка! При нас проводники гоняли подпитого мужика, который никак не мог усесться на свое место в каком-то вагоне, сначала пролетели в одну сторону, вроде нашли, погнали его в другую сторону состава - к своему месту, опять потеряли. Оказалось, что он заперся в нашем туалете и решил там покурить. Сработал датчик пожарной опасности, вагон обесточился, поезд остановился. Пока мужика оттуда выковыривали, все сидели при аварийном освещении. Потом пришёл работник состава, отключил сигнализацию. На просьбу проводницы разблокировать туалеты нехотя сказал, что его рабочий день закончился. Потом, все-таки, туалеты разблокировал. Ну, и кому это надо? Люди пили, пьют и будут пить! А пьяному море по колено, ему плевать на ваши правила и датчики. Было бы место для курения, курил бы себе мужичок, никому бы не мешал. В общем, новые вагоны мне категорически не понравились, в старых добрых немецких вагонах в тамбурах висели пепельницы, кури себе спокойно! А естественный сквознячок, выветривал дым моментально. И почему в новых вагонах отсутствует место для складирования белья? У нас были последние места, напротив нас организовали склад белья (видимо на 2 вагона). Представляете себе ощущения лицезреть тюки с бельем (возможно грязным) вместо окна???
И это поезд 001/002 "Россия", на минуточку, раньше был главный фирменный поезд страны, имевший свой индивидуальный красный раскрас и неплохой сервис. Теперь же обычный "бичевоз" из множества других с вагонами, выкрашенными в безликий серый цвет РЖД. Серый цвет, серый сервис, серая поездка. Кто в руководстве РЖД вообще придумал серый цвет сделать фирменным цветом компании? Это чтобы грязь и пыль меньше видно было? Видимо, какое руководство, такой и цвет. Если на западе страны есть хоть какое-то развитие на железной дороге - "Сапсаны", "Аэроэкспресс", двухэтажные поезда, то на Дальнем Востоке, по моему мнению, ничего не изменилось с 70-х годов прошлого века, время у нас как будто остановилось, а вместе со временем остановилась и скорость поездов. Как пояснила пожилая пассажирка рядом, и при Брежневе ходили поезда между Владивостоком и Хабаровском за 13-14 часов. И сейчас такая же скорость. Только тогда можно было выбрать между обычным поездом и фирменным, а теперь всё серое и безликое.
Напротив туалетов находится место сбора мусора. Раздельный сбор мусора. Отдельно пластик, отдельно стекло и ещё отельный отсек неизвестно для чего, ибо отвалилась наклейка, проясняющая это. Сначала мы всё выбрасывали согласно обозначениям, потом пришла женщина в униформе РЖД, со всех отсеков выложила содержимое в один большой черный мешок и утащила. Поэтому, далее, сортировкой мусора мы не заморачивались, выбрасывали всё в ближайший отсек.
Ладно, Бог с ними, с этими РЖД, в принципе, ничего хорошего я и не ожидал увидеть, где-то в глубине души теплилась надежда на то, что улучшения есть, но она не оправдалась.
Хабаровск встретил нас морозом. -28 градусов. Для нас, жителей Владивостока просто запредельно холодно. Уезжали, во Владивостоке было -16.
Довольно уютная и хорошо спланированная привокзальная площадь. Продуманные места для остановки автобусов, трамваев, довольно просторно, во Владивостоке у нас всё тесно и скученно. Железнодорожный вокзал более просторный и удобный для пассажиров. Во Владивостоке он старинный, красивый, но небольшой и тесный, для пассажиров совершенно неудобный, летом душный, зимой холодный (видимо, руководство вокзала Владивостока экономит на отоплении зимой и на кондиционировании летом). Здесь же тепло, просторно, уютно. Подземные переходы к платформам, оборудованные эскалаторами. Во Владивостоке топаем ножками с виадуков и по свежему воздуху. Видно, что в Хабаровске начальник вокзала более инициативный, чем во Владивостоке - там тоже время остановилось.
На привокзальной площади к вашим услугам автобусы, такси, трамваи.
Нам на автобус не нужно. Бронировали отель рядом с вокзалом. Поэтому 5 минут пешком и мы в отеле "Ерофей".
Номер с двумя односпальными кроватями и дополнительным местом, так было указано при бронировании. По факту в номере одна большая полутороспальная кровать, одна односпальная кровать и дополнительное место в виде небольшого диванчика (видимо так).
Номер чистый, уютный. На столе две бутылки воды, пакеты с зеленым и черным чаем, сахар (это входит в стоимость номера). Внутри стола небольшой холодильник. Воду выпили в первый день, жили 3 дня, больше нам воду на стол не ставили, хотя полотенца, туалетную бумагу и зубные щетки с мылом и шампунями докладывали каждое утро. Видимо, воду горничная пожалела. Странно, в Китае воду выставляли каждый день. В номере довольно прохладно, но имеется масляный обогреватель, он и спасал ситуацию. В стоимость номера входят завтраки. Не ожидали, что они будут такие насыщенные. Отелю, однозначно, плюс. Минус в том, что они каждое утро одинаковые, у нас две ночи - терпимо, общались с другими постояльцами, некоторые живут неделю, одни и те же завтраки надоели до чёртиков. Примерные завтраки ниже.
Зимнее посещение Хабаровска предполагает то, что вам придется периодически где-то греться, поэтому и свои маршруты необходимо планировать с учетом этого. Мы об этом не подумали. Первоначально утром, начитавшись в интернете о местах, интересных для посещения, поехали в парк Северный. Температура с утра была -32 градуса. Холод пробрался через одежду уже на входе в парк. В результате погулять по нему не получилось, было ощущение, что мы замерзнем целиком и полностью, и превратимся в одну из ледяных фигур. В парке никого, лишь встретился мужик в каком-то ватном костюме с головы до ног. Наверное ему со стороны было смешно наблюдать за двоими прогуливающимися гражданами, которые практически бегом, матерясь, с криками "Как же холодно, бл..ь" в куртках и джинсах перемещались по парку в поисках места обогрева. Хотели погреться в красивом храме, но он оказался закрыт. Нервно подергав дверь, и поняв, что нужно срочно отсюда выбираться, мы в панике рванули к выходу из парка. В какой-то момент меня посетила мысль, что если быть одному, подскользнуться и сломать ногу, то это будут последние ощущения в твоей жизни, ибо тепло из тела уходило со скоростью звука. Добежав до близлежащего магазина в микрорайоне "Северный", мы с облегчением выдохнули. Побеседовали в продавщицами, уточнили как добраться до центра города. Милые, приятные люди. Вообще, хабаровчане довольно сильно от нас отличаются. Если описать одним словом - они неспешные. Даже обедая в столовых, которых довольно много в городе, наблюдая за жителями Хабаровска, приходишь к выводу, что они никуда не спешат, как наши владивостокцы. Они садятся за столик компаниями, едят, общаются друг с другом и делают это размеренно, не спеша. У нас город более энергичный, торопливый, быстрый. Вопрос, как и куда добраться, ставит хабаровчанина в тупик, он начинает обдумывать, анализировать, потом выдает неспешно информацию. Убедились в этом несколько раз и поразились, насколько одинаково они реагируют. Житель Владивостока информацию тебе выдаст моментально, коротко и понятно.
После парка стало понятно, что нужен маршрут, где имеется возможность обогрева. Поэтому, поехали в центр города. Центральная площадь сохранила ещё новогоднюю ель и ледяные фигуры.
После площади, слава Богу, обогрев в виде горячего обеда и чая с лимоном оказался прям рядом. Тут уже другое дело, есть куда заскочить, посидеть, покушать, погреться. Питаться приходилось в точках общепита. Есть отличие от Владивостока - более вкусно что ли... Что отличает от столовых Владивостока - в Хабаровске поголовно блюда, стоящие на раздаче, запаковываются в целлофановую пленку (как на фото ниже салат и пян-се). Причем, салаты и так находятся за выдвижной шторкой, как у нас, но дополнительно прикрываются пленкой. То, что накладывается из котла или поддона, соответственно, не запаковывается. Это так бросается в глаза, и ты так понимаешь очевидность такого прикрытия "долгостоящего" товара, что сразу вспоминается Владивосток, где таких норм нет. Человек может открыть шторку, чихнуть, кашлянуть, товар может заветриться и т.д. Сразу видно, что органы Роспотребнадзора в г. Хабаровске работают более эффективно и результативно, а у нас во Владивостоке существуют проблемы с руководством данной Федеральной службы. Сравнение явно не в пользу Владивостока. Кстати, пян-се невкусное, оно вообще никакое, во Владивостоке гораздо лучше.
Улица Муравьева-Амурского проходит от центральной площади к набережной Амура. Очень похожа на нашу Светланскую. Дома старой царской постройки. Что необычно для жителя Владивостока, так это ширина тротуаров в центре (!) Хабаровска. Казалось бы, центр, насыщенная транспортом проезжая часть, ширина которой должна быть достаточна для свободного проезда. Однако нет, здесь город не отдали на "растерзание" автомобилистам в ущерб пешеходам. Да и само движение автомобилей здесь другое. Машины едут медленно, тоже никуда не спеша. Всегда останавливаются на переходе, даже, если ты ещё не знаешь, переходить тебе или нет. У нас тоже останавливаются, но тут прям заранее останавливаются, ты ещё к дороге не подошел, но водитель видит твое направление и заранее останавливается. Чувствуется, что культура вождения тут явно выше. Автомобилисты пропускают друг друга на сложных участках, никто не сигналит, не истерит, не матерится. Они все никуда не спешат!!! Нигде не видели заторов. Почему? Так и не определили. Вроде центр города, час пик, да, движение плотное, но заторов нет. Просто удивительно. Решили, что в мороз многие машины не завелись. Но, вернемся к тротуарам. Здесь люди, прогуливающиеся пешком, чувствуют себя довольно свободно. Справа и слева от улицы Муравьева-Амурского довольно просторные и уютные Амурский и Уссурийский бульвары, идущие от набережной вглубь города. Специально сделали несколько фото для того, чтобы можно было ощутить ширину тротуара вдоль главной улицы города.
Пока шли по ул. Муравьева-Амурского понадобился ещё один "сугрев". Заскочили в какое-то кафе морской тематики, от чая отказались, решили согреться глинтвейном. Принесли вот таких два горячих напитка и пару пирожных с брусникой.
В самом конце центральной улицы находится Комсомольская площадь с монументом Героям Гражданской войны.
Напротив сразу расположен Градо-Хабаровский Успенский собор необычной архитектуры. По мне, так он больше похож на католическую церковь. Необычно. Но красиво.
Сразу от Комсомольской площади лестничный сход на набережную Амура.
После спуска слева набережная, справа тоже набережная и вид на сооружение, именуемое, как "Амурский утес" (мы потом на него поднимемся).
Набережная красивая, уютная, и тут, кстати, не так холодно (может после глинтвейна?). С удовольствием по ней прогулялись, пока нам дорогу не перекрыло ужасное сооружение. Вот это реально омрачило настроение. Образчик точечной застройки. Я думал, только во Владивостоке вот так варварски и совершенно бездумно втыкают многоэтажные новостройки. Между вновь построенной многоэтажкой и берегом Амура навскидку метров 25... Фактически её воткнули прямо на набережной. Кто-то верит, что разрешения на строительство вот таких безобразий выдаются властями бескорыстно? Я не верю. А периодически разливающийся Амур при проектировании учитывали? Да, черт с ними, пусть топит, но это же портит весь вид, всю композицию и концепцию набережной. Безобразие полнейшее. Полюбуйтесь.
Сложилось впечатление, что застройщики настолько обнаглели, что скоро прям в Амуре дома ставить начнут, ну а что? Есть же во Вьетнаме дома на воде, почему в России нельзя? Да-да, так и будут аргументировать!
Вот такая симпатичная ледяная фигура на набережной, символизирующая новый 2024 год.
Забрались на Амурский утес. Вот как Хабаровск смотрится оттуда.
Рядом с Амурским утесом находится памятник графу Муравьеву-Амурскому, который является основателем нескольких городов, в том числе таких, как Хабаровск и Владивосток.
Также, в непосредственной близости находится самый большой на Дальнем Востоке музейный комплекс, состоящий из нескольких павильонов. Не буду его весь описывать. Очень понравилась привозная выставка, связанная с императором Александром II. Стоял, смотрел на настоящий коронационный мундир императора, герба, которые крепились на императорскую карету, оголовь императорской лошади. Впечатляет! Очень понравился музейный комплекс в целом.
В целом, поездкой остались довольны. Мороз, конечно, доставлял некоторые неудобства, но ко всему можно приспособиться. Города Хабаровск и Владивосток расположены недалеко друг от друга (по меркам Дальнего Востока), но насколько они разные! Люди разные, ритм городов разный. Хабаровск он какой-то спокойный, размеренный, тихий. Владивосток энергичный, беспокойный, суетливый. Природа разная, климат очень отличается. В Хабаровске он резко континентальный, во Владике умеренный. Мне показалось, что в Хабаровске цены выше на одежду и продукты, хотя, многие утверждают, что наоборот. Хабаровск безусловно чище, город буквально вылизан. Оба города хороши по-своему, и у обоих свои проблемы, свои достоинства. Ещё добавлю, что материал о Хабаровске на удивление получился больше по объему, чем материалы о Яньцзи/Хуньчуне, и о Мишане/Цзиси. Видимо, и Россия наша - поле непаханное, просто мы это не ценим, а впечатлений масса.
О следующем посещение г. Хабаровска можно прочитать тут.
Спасибо, что дочитали до конца!