Найти в Дзене

Особенности речевого развития детей от рождения и до семи лет

Существуют ли какие-то нормы развития речи? На какие возрастные критерии опираться родителю? И как понять, всё ли хорошо с малышом, или всё же происходит задержка речевого развития (ЗРР)? В этой статье мы расскажем про возрастные речевые нормы у детей от 0 до 7 лет, а также рассмотрим важные этапы развития и становления речи ребёнка. Нормы развития речи у детей до 3х лет Речь малыша начинает развиваться еще в утробе матери, процесс беременности и роды играют такую же огромную роль в формировании речи будущего ребёнка, как и генетическая предрасположенность. Если беременность и роды прошли хорошо и без осложнений, то по нормам ваш малыш будет активно радовать вас реакцией на окружающие звуки и речь взрослых. Например, непонятный и громкий шум может его до слёз напугать, а приятная речь мамы вызвать улыбку. В 3-4 месяца ребенок уже может заливисто смеяться, отчетливо произносить «Агу» или «Гу». К первым шести месяцам у вашего малыша должен появиться детский лепет или первая несвязная реч
Оглавление

Существуют ли какие-то нормы развития речи? На какие возрастные критерии опираться родителю? И как понять, всё ли хорошо с малышом, или всё же происходит задержка речевого развития (ЗРР)? В этой статье мы расскажем про возрастные речевые нормы у детей от 0 до 7 лет, а также рассмотрим важные этапы развития и становления речи ребёнка.

Фото freepic.com
Фото freepic.com

Нормы развития речи у детей до 3х лет

Речь малыша начинает развиваться еще в утробе матери, процесс беременности и роды играют такую же огромную роль в формировании речи будущего ребёнка, как и генетическая предрасположенность. Если беременность и роды прошли хорошо и без осложнений, то по нормам ваш малыш будет активно радовать вас реакцией на окружающие звуки и речь взрослых. Например, непонятный и громкий шум может его до слёз напугать, а приятная речь мамы вызвать улыбку. В 3-4 месяца ребенок уже может заливисто смеяться, отчетливо произносить «Агу» или «Гу».

К первым шести месяцам у вашего малыша должен появиться детский лепет или первая несвязная речь. Это важная стадия после гуления. Ребёнок активно общается на только ему понятном языке, ярко выражает эмоции, начинает выговаривать первые звуки, такие как «Ма», «Ба», «Па». Обычно такой лепет трансформируется в более сложные звуки уже с 10 месяцев.

В первый год жизни идет активное знакомство с речью, но пока она содержит только повторяющиеся звуки, такие как, ма-ма, та-та, па-па, ба-ба и т.д. А знакомые предметы ребёнок начинает называть по первому слогу. Например, карандаш он назовет «Ка» и покажет на него.

Также в свой первый год малыш активно изучает и копирует звуки животных, такие как «гав-гав», «мяу-мяу» и т.д.

В этом возрасте нужно уделять своему малышу максимум внимания: читать книжки с яркими иллюстрациями, много разговаривать, рассказывая обо всём, что вы делаете. При этом говорите просто, чтобы у ребёнка была возможность вас понять и за вами повторить.

Разговаривать с рёбенком нужно как можно чаще и привыкнуть к этому лучше на этапе беременности, ведь доказано, что малыши слышат речь уже с 17 недели, а различают, кто говорит (например, мама или папа) уже с 27 недели беременности!

Нормой речевого развития в полтора года считается появление первых слов и элементарной уверенной коммуникации с членами семьи. Словарный запас пополняется всё активнее, к этому времени может составлять более сотни слов.

К двум годам малыш уже может разговаривать более связно. Словарный запас достигает примерно 400 слов и появляется первая фразовая речь. «Мама дай!» – это как раз показатель верного развития речевого аппарата и с этого момента заниматься с ребёнком нужно еще более активно, и ни в коем случае не пускать развитие речи на самотёк! Так как именно в это время чаще всего встречается откат и малыш может вернутся к привычному и лёгкому для него гулению.

К трём годам лексикон ребёнка составляет порядка 1000 слов, становится богаче фразовая речь. В этом возрасте дети легко поддерживают недолгие и несложные диалоги, стремятся к речевому контакту, обращаются с просьбами, украшают свой рассказ жестами. За первые три года жизни малыш уже практически полностью изучил родной язык и далее начинается его совершенствование.

Нормы развития речи у детей от 3 до 7 лет

В этот период старайтесь прочесть как можно больше книг и обсудить побольше различных сюжетов. Занимайтесь по специальным пособиям ФГОС, отвечайте на вопросы ребёнка. Дошкольники с трех до пяти лет уже активно используют в своей речи падежи, прилагательные и числительные. Могут уверенно назвать своё имя, возраст, пол, рассказать историю по картинке, запомнить и рассказать несложный стишок. В лексиконе появляются сложноподчиненные предложение. К пяти годам все звуки произносятся верно, кроме сложного «Р». Искажение свистящих или шипящих звуков, например «хамокат-самокат», в этом возрасте повод для беспокойства и лучше не откладывать визит к логопеду-дефектологу.

К 6-7 годам происходит окончательное формирование и постановка звуков, включая «Р». Словарный запас пополняется сложными словами. Ребёнок может придумать и рассказать интересную историю, пересказать несложную сказку, может легко контролировать свой голос и интонацию. Может писать и читать по слогам.

Когда малыш пойдет в школу станет понятно, уделяли ли родители внимание развитию речевого аппарата в раннем детстве, потому что именно речевые проблемы в первые школьные годы мешают качественному усвоению учебных дисциплин, а именно письму и чтению. Поэтому возможные нарушения лучше корректировать вместе со специалистом логопедом-дефектологом до первого класса.

Что может посоветовать родителям наш логопед?

Никакого супер быстрого и легкого способа для развития ребёнка всё ещё не придумали, поэтому до сих пор самым эффективным методом развития речи малыша является общее развитие его мозга. Банально, но факт. Поэтому:

  1. Развивайте мелкую моторику с раннего возраста, разговаривайте с малышом!
  2. Если у вас есть какие-то сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка, пройдите диагностику у логопеда-дефектолога, не занимайтесь самолечением или ожиданием, что он «перерастёт».
  3. Возьмите за привычку часто и много читать своёму рёбенку, обсуждайте сюжет. Кроме того, что это формирует между вами тёплую психологическую связь, это также оказывает невероятно полезное влияние на формирование речевого аппарата.

Сейчас ребята очень рано знакомятся с электронными девайсами, меньше общаются, поэтому формирование речи сильно сдвинулось. Но, если речь не появилась у вашего ребёнка до 3-х лет, то мы однозначно советуем вам обратиться к логопеду-дефектологу. Регулярные занятия с грамотным специалистом творят настоящие чудеса!