Найти тему
Елена

Диалог на пороге глобальных катаклизмов

(Духовность ч. 3)

Если взять жизнь Мухаммеда(ислам). Ведь те, кто жил при нём, они удивлялись… многие это описывали, есть даже источники, где можно это прочитать - для тех, кто хочет… Ведь Он очень много времени уделял молитве. И не простой молитве, а глубокой молитве - Он достигал глубокого чувственного восприятия. Почему? Потому что человек стремился пребывать там. И Он своим примером показывал, как это постигается. Но возвращаясь с чувственного восприятия, Он начинал облекать всё это через ум в слова. Кто может это понять?

Т. Только тот, кто сможет прочувствовать.

И. М. Правильно. Или тот, кто хотя бы стремится к этому. Кто хотя бы немножечко “думает не умом, а душой”. Это не правильно. Не может человек душой думать - это образное выражение. Т.е. пропускаем через душу. Раз уж мы коснулись темы Силуана. Я думаю, уместно упомянуть о процессе духовного становления. Когда он рассказывал о землетрясении, которое произошло во время служении. И самое поразительное, что его удивило… ведь в то время Силуан ещё не был настолько духовно окрепшим, но его удивило, что братия во время землетрясения, когда действительно происходило содрогание здания, в котором они находились. Даже камни падала, как он описывает. Он испугался и начал думать о том, что надо бы выйти. Но увидел, что рядом с ним стоял настоятель, который ничуть не изменился, продолжал свою молитву и братия осталась. Вышло, как он утверждал шесть человек, испугавшись. Он остался, понимая, когда человек в Боге, ему нечего бояться. И это действительно дало ему толчок - он не зря это описывал. Почему? Он понял, что это значит пребывать в Боге. Он понял, что это - не бояться. Когда человек находится в диалоге с Богом, он осознаёт, что тело бренно и может умереть. И он дорожит даже маленьким промежутком общения с миром духовным или же с Богом. Он гораздо больше это ценит, чем жизнь материальную. И этот важный переломный момент, который произошёл у Силуана - он как раз сделал его тем, кем он в последующем стал. В более позднем описании он говорит, что в молитве не должно быть мысли - не только слов, но и мысли, даже за добрые мысли нельзя цепляться. Ведь мысль приходящая, а для него молитва уже была духовной практикой (не просто набор слов, который человек повторяет в надежде чего-нибудь получить), это уже процесс общения с миром духовным. И любая мысль, которая приходит, даже если она добрая, она отвлекает и она привлекает внимание. А вложение внимания усиливает позиции сознания. И мысли уже начинают атаковать человека по-настоящему, и он утрачивает молитву. Вернуться обратно потом в это чувственное состояние, которое он приобрёл бывает крайне сложно, людям на первом этапе познания мира духовного. В дальнейшем, конечно, когда, человек развивается, он просто не допускает отвлечения ни на какие мысли, картинки в голове, ещё чего-то… И очень интересно он этот опыт описывал... И об этом же чувственном опыте Мухаммад говорил, во всех религиях это было, именно о чувственном восприятии мира духовного о ценности этого контакта, об удержании этого. И многие люди задаются вопросом, а как удержать это внимание? И здесь возникает ещё один вопрос, а что значит удержать внимание, и как человек может удержать внимание на мире духовном? Вот это чувственное восприятие. Ведь здесь противоречие уже в самих словах идёт. А это значит, что в человеке есть противоречия и непонимания самого процесса. Т.е. человек ходит кругами, пытается чувствовать, что это есть, а постичь не может. Почему? Потому что он пытается постичь умом, а умом постичь невозможно. Мы говорили о практиках, о молитвах, которые совершал Мухаммад - по несколько раз в день, ночами, как описывают его современники, треть ночи уделял как раз молитве, именно этим чувственным глубинным состояниям. Почему? Потому что человек, постигая вот эти тонкости общения с миром духовным, он не хочет оттуда выходить - там настоящее, там живое, там радость. А возвращаясь в этот мир, человек сталкивается с реалиями своего сознания. Он не сталкивается с реалиями этого мира. Он сталкивается с иллюзией, которую даёт ему его сознание - вот это более правильная формулировка. Мы можем коснуться опыта современных нейрофизиологов. И к чему мы придём? Что ум играет над нами злые шутки. То что мы называем умом - сознание, я имею в виду.