(Духовность ч. 3)
Если взять жизнь Мухаммеда(ислам). Ведь те, кто жил при нём, они удивлялись… многие это описывали, есть даже источники, где можно это прочитать - для тех, кто хочет… Ведь Он очень много времени уделял молитве. И не простой молитве, а глубокой молитве - Он достигал глубокого чувственного восприятия. Почему? Потому что человек стремился пребывать там. И Он своим примером показывал, как это постигается. Но возвращаясь с чувственного восприятия, Он начинал облекать всё это через ум в слова. Кто может это понять?
Т. Только тот, кто сможет прочувствовать.
И. М. Правильно. Или тот, кто хотя бы стремится к этому. Кто хотя бы немножечко “думает не умом, а душой”. Это не правильно. Не может человек душой думать - это образное выражение. Т.е. пропускаем через душу. Раз уж мы коснулись темы Силуана. Я думаю, уместно упомянуть о процессе духовного становления. Когда он рассказывал о землетрясении, которое произошло во время служении. И самое поразительное, что его удивило… ведь в то время Силуан ещё не был настолько духовно окрепшим, но его удивило, что братия во время землетрясения, когда действительно происходило содрогание здания, в котором они находились. Даже камни падала, как он описывает. Он испугался и начал думать о том, что надо бы выйти. Но увидел, что рядом с ним стоял настоятель, который ничуть не изменился, продолжал свою молитву и братия осталась. Вышло, как он утверждал шесть человек, испугавшись. Он остался, понимая, когда человек в Боге, ему нечего бояться. И это действительно дало ему толчок - он не зря это описывал. Почему? Он понял, что это значит пребывать в Боге. Он понял, что это - не бояться. Когда человек находится в диалоге с Богом, он осознаёт, что тело бренно и может умереть. И он дорожит даже маленьким промежутком общения с миром духовным или же с Богом. Он гораздо больше это ценит, чем жизнь материальную. И этот важный переломный момент, который произошёл у Силуана - он как раз сделал его тем, кем он в последующем стал. В более позднем описании он говорит, что в молитве не должно быть мысли - не только слов, но и мысли, даже за добрые мысли нельзя цепляться. Ведь мысль приходящая, а для него молитва уже была духовной практикой (не просто набор слов, который человек повторяет в надежде чего-нибудь получить), это уже процесс общения с миром духовным. И любая мысль, которая приходит, даже если она добрая, она отвлекает и она привлекает внимание. А вложение внимания усиливает позиции сознания. И мысли уже начинают атаковать человека по-настоящему, и он утрачивает молитву. Вернуться обратно потом в это чувственное состояние, которое он приобрёл бывает крайне сложно, людям на первом этапе познания мира духовного. В дальнейшем, конечно, когда, человек развивается, он просто не допускает отвлечения ни на какие мысли, картинки в голове, ещё чего-то… И очень интересно он этот опыт описывал... И об этом же чувственном опыте Мухаммад говорил, во всех религиях это было, именно о чувственном восприятии мира духовного о ценности этого контакта, об удержании этого. И многие люди задаются вопросом, а как удержать это внимание? И здесь возникает ещё один вопрос, а что значит удержать внимание, и как человек может удержать внимание на мире духовном? Вот это чувственное восприятие. Ведь здесь противоречие уже в самих словах идёт. А это значит, что в человеке есть противоречия и непонимания самого процесса. Т.е. человек ходит кругами, пытается чувствовать, что это есть, а постичь не может. Почему? Потому что он пытается постичь умом, а умом постичь невозможно. Мы говорили о практиках, о молитвах, которые совершал Мухаммад - по несколько раз в день, ночами, как описывают его современники, треть ночи уделял как раз молитве, именно этим чувственным глубинным состояниям. Почему? Потому что человек, постигая вот эти тонкости общения с миром духовным, он не хочет оттуда выходить - там настоящее, там живое, там радость. А возвращаясь в этот мир, человек сталкивается с реалиями своего сознания. Он не сталкивается с реалиями этого мира. Он сталкивается с иллюзией, которую даёт ему его сознание - вот это более правильная формулировка. Мы можем коснуться опыта современных нейрофизиологов. И к чему мы придём? Что ум играет над нами злые шутки. То что мы называем умом - сознание, я имею в виду.