Найти в Дзене

Палестина в лицах: Хайдар Абд а-Шафи

Хайдар Абд а-Шафи (1919 – 2007)
Хайдар Абд а-Шафи (1919 – 2007)

Врач из Газы, который возглавил палестинскую делегацию на Мадридской
конференции. Он был одним из основателей Организации освобождения
Палестины, но позже, из-за разногласий с положениями соглашений Осло, отошел на второстепенный план палестинской политики.

Хайдар Абд а-Шафи родился в городе Газа. Его отцом был шейх Мухеддин Абд а-Шафи - руководитель Вакфа и хранитель святых мест в Газе и в Хевроне.
В 1943 году Хайдар Абд а-Шафи получил диплом врача в Американском
университете в Бейруте. В русской Википедии пишут, что во время учебы Абд а-Шафи вступил в радикальную организацию Народный фронт освобождения
Палестины (НФОП) – что является ошибкой, так как сам НФОП был создан Жоржем Хабашем только в 1967 году. Жорж Хабаш тоже закончил Американский университет в Бейруте, но это уже было в 1951 году, к тому времени Абд а-Шафи уже давно покинул Бейрут.  Вместе с тем другой источник указывает на то, что Абд а-Шафи действительно во время учебы вступил в одну организацию под названием «Аль-Урва аль-Уска» (араб. Неразрывная связь), члены которой выступали против колониализма. Само название данной организации – это отсылка к журналу Мухаммада Абду и Джамаля аль-Афгани, двух исламских идеологов, которые призывали к борьбе с европейскими державами (колонизаторами) и за объединение всех мусульман. Джамаля аль-Афгани также считают родоначальником исламского социализма. Гораздо позже члены группы Братьев мусульман (признана террористической на территории РФ) совершат нападение на больницу Абд а-Шафи, считая его приверженцем коммунистических взглядов. 

После того, как план раздела Палестины был принят в ООН и начались боевые
действия между арабами и евреями, Абд а-Шафи открыл в Газе медицинский центр для лечения раненых арабских солдат. В 1951 году он уехал изучать хирургию в больницу Дейтона, штат Огайо. Он вернулся в Газу в 1954 году и начал работать хирургом в египетской больнице города. Уже с 1947 года и на протяжении всей своей жизни он выступал в поддержку создания двух государств: Израиля и Палестины.
В качестве спикера он принимал участие в заседаниях первого Палестинского
национального совета, состоявшегося в Иерусалиме в мае 1964 года, когда была создана ООП. 

Вскоре после оккупации Израилем сектора Газа в июне 1967 года Абд а-Шафи, который в то время работал врачом-добровольцем в больнице Шифа, вместе с другими палестинскими деятелями основал Общество Красного Полумесяца. Он на протяжении многих лет сотрудничал с израильской ассоциацией «Врачи за права человека» , которая также направляла на территории делегации, оказывавшие медицинскую помощь.

В период 1969-1970 году израильские власти дважды депортировали Абд а-Шафи: сначала на Синайский полуостров, а затем в Ливан. Причиной депортации стали обвинения в поддержке того самого НФОП, однако история умалчивает подробности этих депортаций. Известно, что Абд а-Шафи выступал против израильской власти в Секторе. Депортации были краткосрочными – после нескольких месяцев он вновь возвращался в Газу.

-2

Абд а-Шафи можно смело назвать прорицателем. Он был против Кэмп-Дэвидских соглашений, считая, что Палестина в итоге останется ни с чем. И он был прав. Президент Египта Анвар Садат выступал за подписание соглашений с Израилем при условии, что будет урегулирован палестинский вопрос, но чем дальше шли переговоры, тем призрачнее рисовалась возможность создать палестинское государство. Здесь стоит вспомнить и последние заявления Саудовской Аравии о готовности нормализовать отношения с Израилем при условии решения палестинского вопроса: реалистичность реализации таких условий всегда остается очень зыбкой.

Абд а-Шафи возглавил палестинскую делегацию на международной мирной конференции в Мадриде в конце октября 1991 года и выступил с речью, в которой призвал к миру, основанному на выполнении резолюций ООН и создании независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме (существующего наряду с Израилем). В течение нескольких месяцев он возглавлял переговоры с израильской стороной в Вашингтоне, но затем в апреле 1993 года отказался от руководства делегацией в знак протеста, так как Израиль не соглашался прекратить строительство поселений.

В 2007 году израильский журналист Амира Хаас написала об этом следующее:

Во время переговоров, приведших в дальнейшем к соглашениям Осло, - о которых Абдель Шафи не знал, - нынешний председатель Палестинской Администрации Махмуд Аббас (Абу Мазен), Ахмед Курейа (Абу Ала) и Ясер Арафат согласились на то, с чем он страстно не соглашался: отложить дискуссию об еврейских поселениях на `территориях`. Он предостерегал, что такая отсрочка позволит поселениям расширяться и приведет к продолжению захвата Израилем палестинских земель.
Уступки, сделанные палестинцами во время процесса Осло, - говорил он, - превратили в глазах мирового общественного мнения оккупированные территории в просто `спорные`, на которые обе стороны имели якобы право владения. В последние годы жизни им овладело отчаяние: он видел, что его пророчества сбываются.

Отчаяние, о котором пишет Хаас, оставалось с Абд а-Шафи до конца его жизни. Он разочаровался, как в существующих политических палестинских силах, так и в израильтянах.

В январе 1996 года он участвовал в выборах в Палестинский законодательный совет, которые проходили на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, и набрал наибольшее количество голосов. Затем его выбрали главой политического комитета, но в 1998 году он подал в отставку.

Сам Абд а-Шафи комментирует этот эпизод следующим образом:

Когда правительственный омбудсмен опубликовал доклад, в котором говорилось о коррупции в Палестинской администрации, Палестинский законодательный совет (ПЗС) сформировал комитет для расследования этих заявлений. В итоге комитет подтвердил выводы омбудсмена, но ничего не произошло. Члены ПЗС не смогли предпринять коллективных действий для решения проблем. Я счел невозможным продолжать работу в Совете и ушел в отставку.
Я думаю, что это свидетельствует о проблеме, касающейся характера палестинского общества в целом. Это не что-то особенное для Совета. В отсутствие верховенства закона люди ставят личные интересы выше общественных.

И в 2004 году, в возрасте 85 лет, Абд а-Шафи продолжал выступать за единство палестинского общества, критикуя то, что каждый беспокоится лишь за свой карман:

Нас, как палестинское общество, переполняют наши эмоции, и у нас отсутствует системность. Это очевидно.
Поэтому нам срочно необходимо остановиться и пересмотреть наш путь. Мы остро нуждались и до сих пор нуждаемся в единой позиции. И проблемы, с которыми мы сталкиваемся, требуют от нас этого. Я вижу, что у нас есть изрядное количество энергии, но чтобы извлечь выгоду из этой энергии, мы должны организоваться и попытаться принять систему.
Система, как вы знаете, состоит в том, чтобы обеспечивать соблюдение закона превыше всего остального и ставить общественные интересы выше личных, семейных и партийных интересов, которые существуют сегодня.

В 2006 году у Абд а-Шафи диагносцировали рак желудка. Он отказался ехать на лечение за границу, хотя благодаря своему громкому имени он мог получить визу без всяких проблем. Он остался в секторе Газа, и умер в собственной постели.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал:
https://t.me/rumaanrimon