Опыты магов, поиск философского камня, общение с ангелами - все это было в Праге в эпоху правления одного эксцентричного монарха.
Невероятный взлет мистицизма пришелся в Праге на времена Рудольфа II - императора Священной Римской империи, который правил в Чехии с 1576 по 1611 год. С его именем связывают расцвет искусств, науки и, главное - магии. Благодаря ему Прага превратилась в центр притяжения для чародеев всех мастей. Мало времени уделяя государственным делам, Рудольф целыми днями не выходил из своей лаборатории в Пороховой башне, что в Пражском Граде, пытаясь постичь тайны гороскопов и философского камня. Иностранные послы ожидали его приема месяцами - зато наводнившие Прагу астрологи и алхимики, создатели «волшебных зеркал» и «гомункулов» получили к императору свободный доступ. Мода на сверхъестественное охватила город, словно эпидемия. Исторические хроники тех лет полны рассказов о появлении солнца среди ночи, о говорящих котах, о колоколах, отказывающихся звонить, о потоках кипящей воды, несущихся к церковному алтарю; появилась легенда о некой женщине из еврейского квартала, родившей медвежонка.
Мистики утверждали, что Прага - это «алхимическая книга, написанная улицами и домами». Злата Уличка (на которой, как утверждает легенда, многие алхимики проводили свои опыты), с ее кукольными домиками, прилепившимися к массивной стене Пражского Града, и впрямь кажется обителью «гомункулов», созданных в магических ретортах.
А на совсем крошечной улице Новый Свет жили приглашенные Рудольфом ученые и астрологи, в том числе датский астроном Тихо Браге.
Этот небольшого роста человечек с искусственным носом из серебряных пластин (свой он в юности потерял на дуэли), появлявшийся в сопровождении слуги-карлика, стал одним из конфидентов императора, доверившего ему составление гороскопов своего царствования. Образ датского ученого и после смерти остался овеян мистическим ореолом: говорят, по ночам возле его надгробия в Тынском соборе можно увидеть таинственное свечение.
Рудольфа прельщало все необычное. В Прагу со всего света привозили разнообразные диковинные вещи, которые постепенно составили внушительную коллекцию императора. Это были мушкеты, поддельные индийские шкатулки, манекены, рога носорога, глобусы, сервизы, множество часов всех форм и размеров, живой африканский лев и, наконец, «латерна магика», «волшебный фонарь», предтеча кинематографа: королевский двор очень любил смотреть картинки, проецируемые на стену. Коллекция находилась в замке в Пражском Граде, в специально построенной для нее «Галерее Рудольфа». После смерти Рудольфа II император Фердинанд перенес столицу из Праги в Вену и забрал многие диковины с собой. Часть этой коллекции хранится в Государственной сокровищнице в Австрии и венском Музее истории искусств, а некоторые экспонаты находятся в Праге в Национальном музее.
Вся жизнь императора Рудольфа связана с романтическими преданиями. Рассказывают, например, что Браге прочел по звездам, будто судьба монарха была тесно переплетена с судьбой его экзотического любимца - льва. Предсказание сбылось: Рудольф скончался через несколько дней после смерти зверя. В легендах, созданных годы спустя, образ «короля алхимиков» был изрядно демонизирован. (Он, между прочим, появляется среди почетных гостей на великом балу Сатаны в булгаковском «Мастере и Маргарите».) На самом деле император, хотя и не отличался богобоязненностью, все же опасался прослыть еретиком и вынужден был считаться с мнением церкви. Из черной, белой и розовой магий, процветавших в средние века в Праге, он официально признавал только розовую, главной задачей которой было освоение природных богатств, превращение неблагородных металлов в благородные и трансмутация элементов. Одержимый идеей обрести вечную молодость, Рудольф привечал всех, кто обещал раздобыть волшебный эликсир. При его дворе находили приют не только ученые, но и шарлатаны и фокусники. Прагу заполнили авантюристы, выдававшие себя за знатоков тайных наук и спекулировавшие на страстях своего патрона, которого они называли вторым Гермесом Трисмегистом (божеством, запечатлевшим на изумруде формулу философского камня). Однако Рудольф был снисходителен даже к откровенным шарлатанам: в отличие от германских принцев он не казнил ни одного алхимика, хотя особо невезучих арестовывал за долги или запрещал им въезд в страну.
Одним из самых колоритных персонажей того времени был грек Мамунья из Фамагусты - мошенник, представлявшийся магом и алхимиком, сыном венецианского вельможи. Он никогда не расставался с двумя черными псами-мастиффами, наводившими ужас на пражан, которые считали, что это звери из преисподней. Приехал в Прагу и Джеронимо Скотта, выдававший себя за прославленного в Италии некроманта - человека, способного общаться с мертвецами. Сначала он был обласкан при дворе, однако вскоре открылась его беспомощность в тайных науках, и Скотта закончил свою эскападу в роли торговца пряностями на Староместской площади.
Среди самых больших знатоков оккультных наук, приглашенных Рудольфом II в Прагу, был и англичанин Джон Ди, поселившийся на Староместской площади в доме императорского лейбмедика Тадеуша Гаека.
Ди был человеком обширных знаний, изучавшим геометрию, математику, астрономию, усовершенствовавшим навигационное оборудование. После того как он определил по звездам наиболее благоприятный день коронации Елизаветы I, многие придворные в Лондоне стали заказывать ему гороскопы. Разнообразные таланты Ди были признаны во многих европейских столицах - русский царь Федор Иоаннович предлагал ему должность придворного медика, он также пользовался покровительством польского короля Стефана Батория и отца Рудольфа Максимилиана II. К ярости папских нунциев, Рудольф принял Ди очень радушно. Англичанин представил Рудольфу проект реформы системы образования и воспитания, но императору нужна была помощь совсем другого рода: он искал покровительства сверхъестественных сил для создания антитурецкой коалиции и надеялся, что Ди сможет помочь ему в этом. Желая задобрить влиятельного чужеземца, Рудольф пожаловал ему звание доктора медицинских наук. Однако Ди равнодушно отнесся к политическим планам императора, поскольку его больше интересовали не земные дела, а тайны потустороннего мира. В доме Гаека и в Пороховой башне он проводил сеансы общения с фантастическими существами. По утверждению самого Ди, в 1581 году с помощью своего соотечественника Эдварда Келли, который выступал в роли медиума, он установил контакт с ангелами, не только доверившими ему секреты мироздания, но и дававшими разного рода практические советы.
В 1583 году, завершив свои эксперименты, Ди отправился в Лондон, а Келли, убеждавший Рудольфа, что знает секрет алхимии, решил не возвращаться на родину. В 1590 году он купил дом №40 на Карловой площади. Романтическая легенда связывает этот дом с именем доктора Фауста, алхимика и некроманта, продавшего душу дьяволу.
Дом Фауста в разные времена был пристанищем всякого рода таинственных личностей: до Келли здесь жил астролог Якуб Крочинек, а в XVIII веке здание приобрел алхимик Фердинанд Антонин Младота. Сын Младоты увлекался механикой и поражал современников разнообразными чудесами: дверью, открывавшейся без прикосновения, лестницей, складывавшейся и поднимавшейся вверх, движущимися механическими манекенами. Во время реставрации дома в стене нашли семь кошачьих скелетов, по всей видимости следы занятий черной магией. Алхимические фрески и подземные ходы, соединяющие жилище Фауста с городской ратушей, добавляют таинственности дому, который выбрал для себя Келли. Отличавшийся необузданным нравом, англичанин в конце концов разонравился императору, который устал ждать, когда же алхимик покажет ему философский камень. Рудольф повелел арестовать обманщика, и после неудачной попытки бежать из заточения Эдвард Келли покончил с собой. Но с окончанием «мистической» эпохи Рудольфа традиция пражских оккультистов не прервалась. Магические опыты средневековья продолжают члены Чешского герметического общества «Универсачия», а также действующее в Праге отделение «Ордена восточных тамплиеров». Одним из основателей ордена был крупнейший маг XX века Алистер Кроули, считавший себя реинкарнацией Эдварда Келли. Современные маги убеждены, что Прага до сих пор находится под защитой сверхъестественных сил и потому остается европейской «столицей оккультизма». В 1995 году здесь была проведена конференция, посвященная розенкрейцерам, а в 1997 году в столице Чехии прошел международный форум под названием «Прага, алхимия и герметическая традиция».
Обо всех вышеописанных персонажах можно посмотреть в серии видео "Манускрипт Войнича" от Петра Семилетова https://clck.ru/385SMQ