На выходных в постоянной рубрике #впечатление_недели читатели блога сразу указали на авторство Туве Янссон в ответ на предложение указать, как связаны отрывки текста и картинки.
Меня же к публикации этого поста подтолкнула увиденная в ленте соцсети картина, которая на первый взгляд показалась творением Матисса или Гогена.
Смотрите сами.
Туве Янссон как демиург Вселенной муми-троллей
Все мы знаем Туве Янссон не просто как демиурга муми-троллей, но как основоположника целого явления в поп-культуре.
Маленькие, толстенькие, но милые существа - один из самых успешных брендов в мире, выпускающий кучу разного мерча и товаров. Например, дорогие коллекционные железные кружки с портретами героев.
Но когда в 2019 году решили выпустить 3D мультик и стало понятно, что денег маловато, была решено объявить краудфандинговую кампанию и недостающее и быстро собрали.
Истории про муми-троллей не только понятны и интересны читателю любого возраста, но скорее работают психологическим пластырем для душевных ран каждого.
Прежде всего художник...
И все же…дебютировала Туве Янсон в искусстве как художник и считала себя всю жизнь прежде всего художником.
Она росла среди искусства: рисунков матери, гипсов отца. Мама Сигне Хаммарштен-Янссон служила в типографии Банка Финляндии, разрабатывала эскизы денежных купюр, почтовых марок, делала иллюстрации для журналов. Отец Виктор Янссон – известный скульптор. Согласитесь, увернуться от карьеры художника в таких условиях практически невозможно.
В четырнадцать лет она пишет в своем дневнике:
«У мамы много работы по иллюстрациям. Жду не дождусь того времени, когда смогу помогать ей с рисунками. Она столько работы делает одна». «Что же мне — смотреть, как мама надрывается одна?»
С учебой в средней школе не заладилось, Туве заявила родителям о намерении бросить школу. И те отправили девочку в Стокгольм, в университетский колледж искусств, ремёсел и дизайна. В Швеции жил ее родной дядя. Уже в 15 лет Туве Янссон получила первый заказ от издательства: комикс. Она сочиняет и рисует сказку про семейную пару гусениц.
Получив диплом отправиляется на стажировку во Францию, Италию. В Париже она впервые видит импрессионистов в музеях. Воображение поражает дикий и яркий Анри Матисс, который становится образцом для подражания.
Молодая художница работает иллюстратором в журналах. Годы военные, тяжёлые.
И даже прообраз муми-тролля является публике впервые не как литературный персонаж, а как подпись Туве под антифашистской листовкой. Однажды Туве выслушала заумную тираду брата об Иммануиле Канте и была рассерженна: «Ах ты так? На тебе!!!» И на стене семейного уличного туалета появляется некто с большим носом, в ком уже можно признать отдаленного родственника муми-тролля…
И все время она пишет и продает картины: натюрморты, окна, портреты. Очень "северные", сдержанные и строгие по гамме, но тонкие и чувственные.
Она все детство проводила у шведской бабушки, рядом с морем. Это окно - мечтание и воспоминание о море и детстве, которое уже где-то далеко, а здесь только его звук, спрятанный в глубине ракушек. И северные цветы-бабочки - цикламены.
Мне кажется, цикламены - одни из ее любимых цветов. Они встречаются на картинах часто.
На окне в северную белую ночь - холодные, строгие, отстраненные, будто даже отвернувшиеся.
И совсем другие - теплые, даже веселые.
В муми-троллях часто звучит тема одиночества. Она разрабатывает ее и в картинах. Стол с накрытым легким ужином с вином и фруктами и человеческая фигура у окна в ожидании, которое затянулось.
Картины Туве были сначала хорошо приняты, но потом ее стали обвинять в графичности, иллюстративности, отсутствии живописи. Постепенно сама Туве, получившая классическое художественное образование, в это поверила.
Если на фотографиях Туве улыбчивая и оптимистичная, то с автопортретов она смотрит серьезно, даже отстраненно.
А вот семейный портрет. Тут тоже есть "пасхалка" от Матисса с мальчиками за настольной игрой. Но вот Туве выглядит чужой, непризнанной. Не оправдала надежд? Или может сомнения в семейном укладе с необходимостью отставить работу и интересы ради мужа и детей.*
После войны для дополнительного заработка Туве расписывает стены учреждений. У нее получаются легкие, праздничные и радостные фрески. Правда, она не всегда находит взаимопонимание с заказчиками. Так, расписывая стены одного из заводов, она хотела сделать их ярче и радостнее, но руководство завода не оценило. Пришлось переделывать.
Постепенно главные герои ее жизни занимают в ней все больше и больше места. Она не может делать работу плохо, относится к ней несерьезно, на живопись времени не остается.
Туве Янсон прожила долгую жизнь. Когда в финале пастор спросил, задумывается ли она о вечности, Туве ответила: «Да. Я с любопытством жду этого — и надеюсь, что это будет веселый сюрприз». Может быть пусть там ее поджидал любимый мольберт и палитра?
____________________________
*автор статьи не считает нужным копаться в сложностях и нетрадиционностях жизни героини статьи. Мы здесь говорим об ее картинах.