Найти в Дзене

«Вишнёвый сад» и комары.Эксперимент на лоне природы

Оглавление

Сцена из спектакля. Если не ошибаюсь, это Фирс.
Сцена из спектакля. Если не ошибаюсь, это Фирс.

Ожидание

Однажды собралась я на спектакль « Вишневый сад. Тишина.» в театр на Литейном. Уж больно горячо его рекомендовали театральные знакомые, отзывы тоже обещали нечто интересное и удивительное. Самая главная «фишка» на которую я соблазнилась - спектакль идёт в настоящем саду! Ну просто – «вау!».

Правда мой внутренний голос шептал, что от постановки А. Сидельникова хорошего не жди. «Вспомни «Вещь» в «Субботе», неужели тебе этого не хватило» - бубнил он мне, но я велела ему заткнуться. Бывают же исключения! Знакомые вон падают в обморок от восторга и значит я должна это увидеть своими глазами .

Преисполненные радужных надежд мы с подругой отправились на новое театральное откровение. Ещё радовались, что успели купить последние билеты! Спектакль рассчитан на 50 зрителей и на оба дня всё было продано. Что ещё больше подогревало интерес .

Так что, с открытым сердцем, в радостном настроении мы ступили в вестибюль театра….

Прелюдия

Начало было смутным, но обещающим. Мы ожидали в холле , где через некоторое время появился некий персонаж. Он был похож одновременно на самого Чехова и на какого-то бродягу. «Это Фирс? - засомневались мы . - Да нет, скорее Петя, он больше похож на «облезлого барина», чем на старого слугу.» 😊

Но это действительно был Фирс. Он уточнил все ли собрались ,и пригласил пройти в зал. Мы вошли, и по привычке сели поближе , чтобы ничего не упустить из этого зрелища. В центре на ступеньках и дальше через всю сцену до выхода была расстелена красная ковровая дорожка, по которой нас поведут в сад. Но до этого по- видимому, ещё что-то будет! Как интересно!- тихо радовалась я .😊

Но когда все зрители устроились в креслах и приготовились внимать, всё тот же Фирс спросил, все ли сели и сказал - а теперь вставайте и следуйте за мной.

Люди стали снова вылезать со своих мест и выстраиваться у сцены в очередь, чтобы подняться и пройти по ней прямо в распахнутую дверь навстречу чуду.😊

По ковровой дорожке !
По ковровой дорожке !

Все в сад!

Прямо из двери театра мы вышли в хорошо знакомый сад Фонтанного дома, куда не раз приходили в музей Ахматовой и где свободно гуляли по его дорожкам.

Но сейчас по большой круглой поляне ходили герои сего действа - персонажи «Вишнёвого сада».

Фирс звонил в колокольчик и толпа зрителей подходила к персонажу , который при нашем приближении вставал на стул и принимал соответствующую позу. Дальше из произносимого героем монолога мы догадывались, кто собственно перед нами. Монолог состоял из обрывочных фраз начала и конца пьесы. Закончив речь , выкрикнув финальную фразу , фигура в костюме срывалась со стула и убегала…. И так по кругу. Начали Дуняшей, закончили Лопахиным. Удивило, что все герои были примерно одного возраста. А ещё однотипность женских образов. Я не могла отличить Варю от Ани и Раневской. Они выглядели скорее как три сестры, а не мать и дочери. Если бы не ключи в руке Вари, я бы так и путалась до конца. Более- менее отличалась Шарлотта. Причёской и шляпкой.😊

Закончив ознакомительную экскурсию и дав понять зрителям «ху из ху» , Фирс и присоединившийся к нему Лопахин провели нас к импровизированному залу и сцене в уголке сада , где мы расселись согласно купленным билетам. ( Кроме стульев ,здесь стояли ещё и скамейки, куда садились дополнительные зрители по входным билетам за 100р! 😊

Эх! Почему мы не знали этого раньше! Не пришлось бы оплакивать заработанные непосильным трудом 2 тысячи!!!😵‍💫)

Но пока мы ещё ждали чего-то, что отзовётся в сердце! 😊

Увы! Не дождались.😞 Главная часть оказалась самой длинной и…. скучноватой . 😐

Чехову и не снилось

Сначала все участники постановки собрались на сцене в черных трико и с белыми чемоданами. Немного покачались и побегали . Потом все спустились со сцены и сели на стулья, потом опять поднялись и продолжили своё броуновское движение. Наконец по одному стали исчезать за белыми ставнями в центре сцены. Значит все уехали. Остался Фирс. И всё дальнейшее, как я поняла, было его воспоминаниями об истории этого дома. Мысль интересная, но воплощение…

Всё свелось к актёрским этюдам на заданную тему, в пластическом решении. Те фразы, которые герои произносили, стоя на стульях, теперь проецировались на ставни. Например: «Гаев: Сестра- порочная женщина.» И появлялась Раневская, демонстрирующая нам эту самую порочность. Ложилась, задирала ноги, выполняла соответствующие телодвижения. Причём делала она это не под цыганский романс чеховского времени, а под современную очень громкую, убойную музыку. Под такие же ритмы 21 века Гаев просаживал своё состояние. Какая уж тут «тишина»! Грохот стоял такой, что жившие в саду и готовившиеся ко сну вороны, не оценив современное искусство, возмущённо закаркали.

Так же нам были явлены герои, о которых в пьесе только упоминается. Родители Раневской и Гаева, муж Раневской, умерший от шампанского. Причём, по мысли режиссёра , пил он не просто так, а заливал душевную травму- измены жены, насквозь порочной женщины, что нам уже ранее наглядно продемонстрировали.

И наконец, Гриша- утонувший сын Раневской . Его мы увидели в виде тантаморески. Это когда актер надевает на шею кукольное тело . Странно то, что «хорошенький семилетний мальчик» был в ползунках грудничка. Появился он два раза и во второй показали сцену , когда Гриша утоп. Актёры размотали светящийся синий провод и стали размахивать им, создавая подобие волн. Туда влез «Гриша» … Помелькал среди волн и опустился на «дно». Потом притащили аквариум с водой и все герои по очереди стали бить по воде, разбрызгивая её во все стороны, ища «Гришу». Надо признать, что эти сцены меня несколько покоробили. Это было уже какое-то глумление. Причём практически все эпизоды носили характер грубого фарса. Видимо решили, раз написано у Чехова, что «Вишнёвый сад» - комедия, значит надо «сделать людям смешно». Может кому-то и было смешно, но мне было грустно и тоскливо . И всё это явно затянулось. Кто-то из зрителей поглядывал на часы и обреченно вздыхал, кто-то робко хихикал и снимал на телефон происходящее. Некоторые «сторублевщики» по- тихому слиняли и я им позавидовала. А ещё уже становилось довольно холодно, прилетели комары и стали покусывать нас и остальных любителей театрального искусства . Хотелось, чтобы поскорее это «пиршество духа» закончилось.

Наконец я поняла, что скоро мучениям конец и близится финал. Толпа героев вновь собралась вместе и энергично пометалась по сцене, потом снова все исчезли, кроме Епиходова с Лопахиным. Облил Епиходов бензинчиком макетик дома, Лопахин поднёс спичечку, вспыхнул огонь. Сгорела усадьба Раневской.

Вот так - простенько и со вкусом. Чехову и не снилось. 😵‍💫

Близится финал
Близится финал

Финита ля

Аплодисменты в финале были довольно вялыми. Правда, кто-то со скамеечки вскочил и кричал «браво», но эти редкие всплески энтузиазма не передались всему залу. Мы с нетерпением ждали момента, когда нас поведут обратно, в тёплый театр! 😊

И вот он настал- самый счастливый момент освобождения! Мы по той же ковровой дорожке уходим вглубь театра, спускаемся со сцены и спешим домой, по дороге вспоминая дивные, чудные, прекрасные постановки «Вишнёвого сада», который мы смотрели ранее , но оценить по-настоящему смогли только теперь ! Это спектакли МДТ, Театра им Миронова и самый любимый Театра Томошевского! Про них я расскажу в следующий раз.

Вот такая история. А вам доводилось попадать на театральные эксперименты с классикой?

Пишите в комментариях. А если было интересно - подписывайтесь на мой канал.