Оказаться в Калининграде и не прикоснуться к его истории — по-настоящему досадное туристическое упущение. Следы ушедших эпох здесь практически в любой детали: в сохранившихся немецких особняках, в многовековых камнях старинной брусчатки, в парках и скверах, деревья которых были свидетелями событий прошлых веков. Но что особенно интересно — в этом городе много мест, чья история пишется и по сей день. Одно из них — Форт № 11 «Дёнхофф».
Несколько слов об объекте.
Слышали ли вы, что Кёнигсберг, бывший Калининград, раньше называли «городом-крепостью»? Этому есть конкретное историческое объяснение. Все дело в так называемой Ночной перине Кёнигсберга — кольцевой линии укреплений для защиты столицы Восточной Пруссии. Всего она насчитывала 15 сооружений: 12 основных фортов и 3 вспомогательных.
Каждое из них было надежно укреплено и имело дополнительную защиту на случай наступления — ров с водой и земляные валы. В их число входит и Форт «Дёнхофф».
Несмотря на две мировых войны (о том, как сложилась его судьба во время них мы расскажем в одном из следующих постов), серьезные разрушения обошли форт стороной. Этот объект один из немногих сохранившихся в хорошем состоянии, он не был аварийным — внутрь можно было зайти без страха за свое здоровье. А ещё в нем сохранилось множество старинных элементов: чугунные лестницы, ворота, наблюдательные пункты и др.
Но, как обычно и происходит с историческим наследием, форт требовал трепетной заботы и надежного присмотра.
Послевоенное время
История в обеих мировых войнах сложилась для форта №11 удачно: он практически не пострадал. После их окончания сооружение стало пристанищем для советских, а затем уже российских военных — внутри устроили склад трофейного оружия, боеприпасов и всего того, что просто «выкинуть жалко». Присутствие военных и усиленная охрана объекта в то время сделали свое дело, и он избежал разрушения и разграбления даже в «лихие 90-е».
Но уже в 2014 году судьба объекта стала не такой очевидной. Форт «Дёнхофф» лишился необходимой ему человеческой заботы и защиты — военные покинули его, т.к. не сумели содержать в надлежащем техническом состоянии. Как обычно и происходит в таких ситуациях, сооружение рисковало превратиться из военного склада в настоящую «золотую жилу» для мародеров, где можно утащить и срезать всё, что только попадется на глаза.
В 2015 году был объявлен аукцион на аренду форта №11 сроком на 49 лет. Именно тогда в его жизни вновь настал светлый момент — в конкурсе победил известный Калининградский архитектор Артур Сарниц вместе со своим другом и бизнес-партнером Валерием Щербатых.
С того момента «Дёнхофф» начал постепенно преображаться, а в его стенах зарождалась жизнь, сменившая его статус «заброшки» на полноценный туристический объект. Но и для этого потребовалось время.
Возрождение «Дёнхоффа».
«Когда оказались в воротах форта, даже не представляли, что нас ждет».
Такой комментарий Артур Сарниц затем давал журналистам, когда вопрос касался форта «Дёнхофф». Хотя помещения сооружения достались новым арендаторам в хорошем состоянии, была и другая серьезная проблема — «Дёнхофф» уходил под воду. Буквально. Её уровень в окружающем объект рву достигал критической отметки, а в некоторых помещениях можно было смело пускать экскурсионные лодки. К 2014 году вода в казармах была по пояс и стояла на отметке 70 см. В таком состоянии форт находился примерно с 60-х годов, и поэтому даже откачка воды не решала проблему полностью — скопившаяся в этих стенах влажность никуда не исчезла и не просыхала окончательно годами.
На объекте устанавливали насосы, откачивали воду — без толку. Требовалось не только осушить исторический объект, но и наладить работу системы поддержания уровня воды во рвах. Сначала пытались разобраться сами, но затем обратились за помощью к коллегам из Берлина, которые уже имели опыт работы с похожими сооружениями. С полученными от них чертежами нам удалось починить дренажную систему и дюкер спуска воды, и за первые же две недели выкачали из форта 40 тыс. кубов.
Были опасения, что после осушки, на поверхность «всплывут» и не самые приятные находки: человеческие останки, а то и опасные боеприпасы. Но ничего такого не было обнаружено, только утопленные в питьевом колодце ведра, портсигары с надписями на немецком, гильзы и всякие бытовые мелочи. Интересно, что даже сейчас остались помещения, куда мы не сможем попасть — на чертежах они есть, но проходы в них замурованы.
На полноценную просушку помещений потребовалось порядка четырех лет. Первые шаги в восстановлении форта №11 финансировались из личных вложений, и только впоследствии были освоены различные грантовые программы, которые ощутимо помогли развитию объекта, и сейчас он постепенно выходит на самоокупаемость за счет туристической деятельности.
Из военного склада — в туризм.
После «реанимации» форта привлечь сюда первых посетителей помогли, ни за что не поверите, дорожные указатели. Даже многие местные жители толком не знали его местоположения, а самая ближайшая остановка находилась в 2 км от сооружения. Забрести сюда случайно во время прогулки — та еще задачка, но заехать — вполне возможно. Так форт и сумел встретить в своих воротах первых гостей.
С годами объект стал заявлять о себе все громче и громче: были обеспечены условия для комфортного посещения, налажена экскурсионная служба, стали проводиться мероприятия: устраивались фестивали, концерты организовывались самые разнообразные развлечения, вплоть до вечеров настольных игр. Согласитесь, сыграть в партию «Подземелий и драконов» в антураже настоящего замка — особенное удовольствие. Так нам удалось вдохнуть в «Дёнхофф» новую жизнь!
Сейчас мы на слуху, а значит и смелых исследователей прошлого в стенах форта тоже становится больше.