Найти в Дзене

Детские годы Спасителя в иконах

Оглавление

Рождественская пора погружает нас в атмосферу появления на свет Спасителя и первых дней Его жизни. В то же время ряд моментов, сопутствующих этому событию и последующему периоду жизни Христа остаются как бы за рамками картины. И пусть мы никогда достоверно и в подробностях не узнаем, как именно проходило детство Христа, в православной иконографии были попытки символически отобразить важные события младенчества и отрочества Спасителя.

Икона Божией Матери Непраздная

-2

Икона Божией Матери Помощница в родах

Обе иконы можно отнести к периоду детства Спасителя условно, ведь на них Христос еще не родился. Иконы с непраздной Богородицей начали писать в XIV веке в Италии, оттуда они попали в Грузию, где приобрели черты византийской иконографии. Традиционно к этим иконам за помощью молитвенно прибегают пары, готовящиеся к появлению ребенка, а также просящие о зачатии чада.

У этих образов есть элементы, не характерные для православной иконографии. На иконе Помощница в родах можно увидеть Христа во чреве Матери (порой это изображение переносится на современные списки иконы Непраздной Божией Матери). На другой иконе Богородица вытирает слезы, поскольку Иосиф, узнав о беременности Марии, хотел тайно отпустить Ее. Ведь по иудейским законам того времени неверная жена подвергалась смертной казни.

Если икона Помощница в родах широко распространена и почитаема в Церкви (день празднования 8 января по н.с.), то Непраздная, хоть и была написана примерно в то же время и в том же месте, была забыта вплоть до 1993 г., пока ее не обнаружили во время реставрации фресок XIV в. в Грузии в монастыре Дирби.

Икона Божией Матери Млекопитательница

-3

Заказать икону Божией Матери Млекопитательница

Икона Божией Матери Млекопитательница почитается как чудотворная, день ее празднования  — 25 января (по н.с.), вскоре после Рождества Христова, что весьма символично.

Эта икона прославилась дивным образом. Ее хранил св. Савва Освященный (VI в.) в основанном им монастыре. Перед тем, как отойти ко Господу, он завещал братии передать Млекопитательницу богомольцу из царского рода, носящему такое же имя, как и он. Спустя шесть веков в монастырь пришел Савва, сын короля Сербии, отказавшийся наследовать престол ради монашества. Когда он молился перед гробом Саввы Освященного, икона, стоявшая до этого неподвижно, несколько раз наклонилась в сторону молящегося. Монахи расценили это как исполнение пророчества и передали икону Савве, после чего по молитвам перед образом стали совершаться чудеса.

Это не единственная православная икона, где Богоматерь кормит младенца Христа грудью. На самом древнем известном изображении Богородицы в катакомбах Присциллы Мария также изображена кормящей.

Доброчадие или Святое материнство

-4

Икона была написана в 1809 г. в Твери и до 2012 г. хранилась в частной коллекции. Ее оригинальное название, как и имя автора, неизвестно. На иконе изображены Богородица с Богомладенцем Христом (по центру), св. Елизавета со св. Иоанном Предтечей (слева) и св. Саломия с ап. Иоанном Богословом (справа).

Этот образ примечателен деталями. Еще будучи младенцами, Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча тянут свои руки ко Христу, а десница Господа — в жесте благословения. Креститель Христов облачен во власяницу, в которой он, по свидетельству Евангелия, подвизался в пустыне.

Внимательный человек заметит несоответствие на иконе. Все младенцы изображены примерно в одном возрасте, тогда как св. Иоанн Богослов был значительно младше Христа и Иоанна Предтечи: на 5–15 лет. Поэтому на иконе не буквальное событие встречи трех матерей, а символическое изображение, прославляющее святость материнства, дающего жизнь Богочеловеку, пророкам и апостолам. О высоком символическом значении говорит и то, что композиционно икона повторяет Троицу Андрея Рублева.

Икона Первые шаги Христа

-5

Эта древняя редкая икона находится в монастыре святого Герасима Иорданского (V в.). Она и очень почитаема на Святой Земле. В Нижнем храме обители находится пещера, в которой по преданию ночевало Святое Семейство по пути в Египет. На одном из привалов в пути Христос и сделал свои первые шаги.

Существовала традиция читать перед этим образом молитву-благословение о детях, начинающих ходить: «Господи Боже наш, источник благословений! Хранящий младенцев и сохраняющий незлобие их в объятиях Самого Христа Твоего. Благослови и ныне этих Твоих детей, Твои создания, изваянные рукою Твоею! Возрасти, умудри и усовершенствуй их во Имя Христа Твоего, с Ним же благословен Ты вместе с Пресвятым и Животворящим Твоим Духом, в сей час и всегда и во веки веков». Греческий оригинал данного чина находится в одной из рукописей Синайского Евхология.

Труд святого семейства

-6

Христос, научившись ремеслу у своего земного отца, был плотником. Это единственная икона, изображающая Его и Святое Семейство за работой.

Хотя икона написана в традиционном для православной иконографии стиле, сам сюжет нехарактерен. Этот факт и малоизвестность иконы объясняется тем, что она была написана и распространялась обновленцами (обновленчество — псевдоцерковное движение XX вв., стремившееся подчинить Церковь коммунистам). Эта икона, по замыслу обновленцев, должна была иметь такое назидательное значение, какое имели советские агитационные плакаты, идеализировавшие образ трудящихся.

Сюжет иконы берет начало в апокрифической «Книге Иосифа Плотника, в которой сказано, что Божия Матерь пряла завесы для Иерусалимского Храма, а Иосиф добывал пропитание ремеслом плотника.

Святое семейство

-7

Купить икону Святое семейство

Изображение «Святое Семейство» проникло в православную иконографию в XVII веке под католическим влиянием. Заметного распространения оно не получило. Но в странах, где обе конфессии тесно сосуществуют, эта икона очень популярна. Отдельные списки ее тяготеют к своеобразной чувственности, нехарактерной для православия — Мария и Иосиф обнимают Христа и друг друга, держатся за руки, Мария кладет голову на плечо Иосифу, хотя лики изображены бесстрастными, как и полагается в православной иконографии.

Впрочем, пусть Мария и Иосиф были супругами формально, икона ценна тем, что при ее созерцании ощущается особая атмосфера мира и любви в Святом Семействе.

Писаную икону можно заказать в иконописной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря. Желаем вашим домашним очагам Божиего благословения, любви, мира и благополучия!

-8

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ