Если вдруг вашему ребёнку 6-7 лет, а он ещё не рычит, то в первую очередь проверьте его физические способности. Пишу это никак классический логопед, а как детский логопед, влюблённый в нейропсихологию. Расскажу, как это делаю я в жизни собственного ребёнка шести лет.
Я решила не париться со звуком [р], пока шестилетка не научиться подтягиваться, отжиматься, плавать и ездить на велосипеде. Ибо любой звук мало поставить, он должен вписаться в каждую клеточку тела. Кстати, заметила, что после прогулки на лыжах, шестилетка стал рычать не только в слоге [ри], но и в слоге [ра]. А ещё забавно наблюдать, как ребёнок сам себе радуется: "Мама, мама, ты слышишь? Я только что сказал слово со звуком [р] и даже не старался, он сам как-то получился. Представляешь?!" Я представляю, но до конца ещё не понимаю какие именно нейронные цепочки участвуют в каком звуке. И именно это мне очень-очень хочется понимать. Например, я уже понимаю, что если ребёнок в начале слова [жужжит], а в конце слова уже вместо [ж] начинается слышатся [з], то это нужно в первую очередь понаблюдать за дыханием ребёнка, за процессом формирования воздушной струи. И начать разговаривать с ребёнком не только сидя за столом, а в движении и лучше в гору или за пробежкой. Короче, решила, что если и потянет меня в частную практику, то буду брать в работу только тех детей, которые умеют завязывать бантики, прыгать через скакалку, отжиматься, подтягиваться, кататься на самокате и велосипеде, а ещё и плавать. Но чую, что такие дети не ходят к логопедам. К счастью.
--
Яна Терентьева, детский логопед, влюблённый в нейропсихологию и автор 11 книжек на ЛитРес с лайфхаками для мам и пап