Как часто археологи и историки находят нечто ранее неизвестное науке. Когда очередная сенсация - трубят из каждого утюга. А мы верим.
Однако случается - ученые ошибаются. Это понятно и объяснимо: не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Но вот бывает коварство, которое вы точно от ученой братии не ожидаете. Это, когда выдают желаемое за действительное.
Сейчас речь о намеренной фальсификации артефактов.
Золотая Тиара Сайтаферна
Эксперты Лувра провели экспертизу нового артефакта и установили его подлинность. Французская культурная сокровищница не поскупилась. За право обладания новым бесценным экспонатом выложили 200 000 французских золотых франков.
Случилось это 1 апреля 1896 года.
Дата с намеком, не правда ли?
По оценке специалистов тиара принадлежала скифскому царю Сайтаферну и датировалась III - II веком до н.э. К тому же, артефакт снабжен древней греческой надписью, которая выглядит очень правдоподобно!
В погоне за ценным экспонатом эксперты не обратили внимания ни на отсутствие признаков старения, ни на стилистическое несоответствие золотой короны своему времени.
Семь лет весь мир съезжался в Париж посмотреть на чудо, а на восьмом году эпатажный художник и скульптор с Монмартра Эллин Майенс разоблачил подделку.
И вот, по всему миру распространилась новость - Лувр купил подделку за баснословную сумму!
И тут возникла ситуация один в один, как в известном гайдаевском фильме.
Помните?
"Войско взбунтовалось! Говорят, царь - ненастоящий!"
Кто же не помнит эту крылатую фразу из кинокомедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию” (1973)
Парижане вовсю смеялись над экспертами, севшими в лужу. В городских кафе и на улицах распевали куплеты, в которых не щадили ни ученых, ни правительство, которое выделило баснословные деньги на подделку.
В Лувре же за всего три мартовских дня 1903 года побывало рекордное количество посетителей, желающих посмотреть на скандальный экспонат - около 30 000 человек.
В конце концов, новость долетела до Одессы, где и подтвердился подлог.
Некий ювелир Израиль Рухомовский рассказал - тиара его творение.
Он клялся и божился - вводить в заблуждение кого-либо он не намеревался.
Рухомовский сделал тиару на заказ для господ Гохманов. Двух братьев из Одессы. Знаменитых купцов-аферистов, которые так виртуозно надули Лувр.
А сам Рухомовский получил за свою работу всего лишь 1800 рублей.
Сейчас псевдоартефакт по-прежнему хранится в Лувре. Правда он “переехал” в зал современного искусства.
Надо заметить, тиара - одна из самых дорогих археологических подделок.
В те дни великаны жили на Земле
16 октября 1869 года в Кардиффе простые рабочие парни копали колодец на заднем дворе обычного американца по фамилии Ньюэлл.
Молодые люди случайно наткнулись на то, что повергло всех в шок. Строители извлекли из земли трехметрового окаменелого человека.
Находка стала настоящей сенсацией и привлекла к жилищу Ньюэлла множество туристов и просто зевак.
Но особенно заинтересовал мумифицированный гигант священников. Они посчитали находку прямым подтверждением слов Библии, где упоминались великаны.
Место обнаружения днем и ночью осаждали зеваки, желающие увидеть чудо своими глазами. Тогда находчивый Ньюэлл решил извлечь из этого “естественного потока” выгоду.
Он начал брать за просмотр по 25 центов с человека.
Согласитесь - напоминает сборы Остапа Бендера на восстановление “Провала”.
Правда американцы сделали все гораздо масштабнее. Не только Ньюэлл смог поживиться на таинственном артефакте.
Железная дорога тоже сделала “навар” - запустила дополнительные поезда. А дилижансы и автобусы сменили маршрут, чтобы подвозить туристов сразу “на место”.
Ньюэлл даже временно сдал находку на выставку исторических древностей.
Ажитация вокруг мумии-великана все возрастала. Так, что ученые не могли пропустить мимо себя событие века. Сотрудники различных американских музеев подвергли находку более детальному изучению, и вот тут-то вскрылась правда.
Оказалось - “древнюю мумию” искусно сотворили из гипса скульпторы по заказу Джорджа Халла.
Он признался, что все сделал намеренно.
Будучи убежденным атеистом, он решил доказать священникам, что даже Библию – основу основ – не стоит воспринимать буквально.
В конце-концов Халл продал статую за 23 000 долларов. Для 1870-х годов это была очень хорошая сумма.
Но как же мумия оказалась на участке Ньюэлла?
Да очень просто!
Мужчины были в сговоре и, к тому же, - братьями. Им, кстати, за эту шуточку ничего не было.
Зато ученые, поверившие в существование великана, сильно “подмочили” себе репутацию.
Метод Синъити Фудзимура
Японец Синъити Фудзимура в 1972 году стал активно интересоваться археологией. Любитель-энтузиаст искал древности эпохи палеолита. В процессе познакомился с другими археологами.
Совместно они организовали археологическое сообщество “Sekki Bunka Kenkyukai”.
И тут началось невиданное везение.
Практически все их раскопки заканчивались неминуемым успехом!
В 1975 было обнаружено множество каменных древностей в префектуре Мияги. Это были, предположительно, орудия труда возрастом около 50 000 лет.
На севере Японии обществом было проведено 180 раскопок еще более древних. На основе этого сделали вывод - история японского палеолита старше на 30000 лет, чем считалось.
В 2000 году Фудзимура откопал в Камитакамори артефакты возрастом аж 570000 лет.
Это, наконец-то, смутило научное общество. На определенном этапе стало очевидно - проходимец попросту выдает желаемое за действительное.
А сам “метод Фудзимура”, который позволяет обнаружить ценный артефакт в любой археологической экспедиции - весьма незамысловат.
Вездесущие папарацци помогли выяснить сущность этого метода - они засняли момент, как Синъити Фудзимура собственноручно закапывает “древности”.
5 ноября 2000 года фото опубликовали в газете Mainichi Shimbun.
После этого японец признался в подлоге и принес публичные извинения.
Как поставить антропологию в тупик
Достаточно просто найти древнейшие орудия труда там, где их быть не должно априори.
В 2021 году немецкие антропологи обнаружили на территории Таиланда камни, отчетливо напоминающие рубила или наконечники копий.
Теория происхождения человека гласит - расселение гоминид началось из Восточной Африки.
Однако, камни со сколами указывали на то, что человек разумный мог возникнуть и в Азии.
И что же? Придется пересматривать теорию происхождения людей и переписывать учебники?
Для начала решено было изучить место находки - Национальный парк Таиланда.
И назревшая сенсация очень быстро “лопнула”, как мыльный пузырь.
Прямо на глазах ученых местные длиннохвостые макаки “изготавливали” артефакты. Животные разбивали камнями орехи, от чего сами камни раскалывались на части. Так и получались сколы, схожие со сколами на древних орудиях труда.
Ученые заметили - макаки использовали камни бессознательно, без цели получить качественный ударный инструмент.
Собственно, этот факт и отличает обезьян от человека разумного.
Подумала, как могло бы все завершиться, если б макаки, завидев людей, разбежались. Возможно, антропологию пришлось бы переписать.
Фиджийская русалка
Летом 1842 года доктор Британского лицея естественной истории Дж. Гриффин привез в Нью-Йорк не то скелет, не то мумию монстра.
“Выловили” артефакт в южной части Тихого океана около острова Фиджи. Существо напоминало русалку.
Артефакт выставили в концертном зале Бродвея и показывали всем желающим. За деньги, разумеется.
Несмотря на уродство, существо за неделю принесло немалый доход. Тогда Гриффин согласился на предложение Американского музея Барнума. И начал демонстрировать русалку там.
Но артефакт конечно же оказался “пшиком”, а публику обманули дважды.
Во-первых , г-н Дж. Гриффин оказался профессиональным аферистом и ловцом легкой наживы.
Он никогда не был доктором, потому что Британского лицея естественной истории никогда не существовало!
Во-вторых, исследователи предположили - изготовлена русалка в Японии примерно 30 лет назад. Тогда такие поделки были традиционны и пользовались популярностью у рыбаков.
И действительно, к половине туловища обезьяны была пришита половина рыбы. Все произведение покрывало папье-маше. Именно поэтому артефакт был внешне похож на мумию.
Увидеть это чудо человеческой мысли сейчас невозможно. Фальсификат погиб в пожаре, охватившем Бостонский музей Кимбалла в 1965 году.
Где и было последнее пристанище лже-древности.
=== === ===
Вот так…
Порой даже авторитетные ученые мужи не в силах отличить подделку от настоящей, ценной для человечества, находки.
Вот вы, подумали сейчас, что это просто? Мол, древности выглядят очевидно, а специалисты не могут так нелепо ошибаться…
Тогда попробуйте сами: приглядитесь, на каком фото, на ваш взгляд, поддельный артефакт?
Смотрите в галерее и пишите догадки в комментариях.