Найти тему

Как изменилась школа за 100 лет? Часть 1. Рассвет советской школы

Гимназия №41
Гимназия №41

Долгожданный выпускной! Всё. Десять – как в моем случае – или одиннадцать школьных лет позади. Ты получаешь аттестат и радуешься, что больше не будет домашних заданий, двоек и каверзных вопросов родителей по этому поводу. Жизнь прекрасна!

А через несколько лет вдруг снова сталкиваешься с домашками, двойками и уже сам задаешь каверзные вопросы. А ещё этот неумолимый вердикт учительницы: «Вам надо больше заниматься дома».

Знакомо?

Об этом же вопрос от подписчика в телеграм-канале СОВ:

«Почему у меня и большинства моих знакомых в первом классе наши родители не контролировали выполнение домашнего задания, не проверяли, не сидели с нами. А сейчас нам приходится это делать с нашими детьми постоянно.

В школе проверяют почерк, говорят, нужно заниматься дополнительно дома. А в школе не могут научить даже с какого места и в каком направлении писать букву. Хотя в классе 25 человек, у нас было даже больше.»

Этот вопрос напомнил мне о школьных годах.

У меня была замечательная школа. В первую очередь вспоминаю об огромном количестве мероприятий. Каждый день я и одноклассники задерживались после уроков: чтобы сделать стенгазету, чтобы подежурить по классу, чтобы отрепетировать номер для выступления на школьном конкурсе. Кроме того, все ученики занимались в кружках и секциях. У меня, например, почти каждый день были репетиции в танцевальном ансамбле.

И домашних заданий было, как мне кажется, очень много, но мои родители никогда не делали уроки со мной. Так было не только в моей семье.

Для того, чтобы как можно более развернуто ответить на вопрос моего подписчика, предлагаю вместе разобраться в том, как изменялись подходы во взаимодействии школы и родителей.

В любой системе — и система образования не исключение — всё начинается с законодательных основ её функционирования. Именно поэтому я решила проанализировать законодательные и подзаконные акты об образовании в СССР и России с точки зрения прав и обязанностей родителей, их вовлеченности в образовательный и воспитательный процесс в школе.

Советский плакат "Больше знать"
Советский плакат "Больше знать"

Необходимо начать с 1917 года. Так как именно в этом году система школьного образования в России претерпела огромные изменения. Показательно, что одним из первых документов советской власти был Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению. Комиссия работала в ускоренном режиме, потому что нужно было проделать огромную работу по радикальному реформированию царского образования.

В 1918 году появляется документ, который определит правила построения учебного процесса в школе на долгие годы. Это был «Декрет об Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Может показаться удивительным, но там вообще нет ни слова о родителях или законных представителях. Согласно Декрету все дети от 6 до 17 лет должны были пойти учиться. Родители не записывали ребенка в школу, а «Отделы Народного Образования должны немедленно приступить...к учету всех детей школьного возраста от 6 до 17 лет, ...составлению... смет по организации питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями».

Декрет "Об единой трудовой школе"
Декрет "Об единой трудовой школе"

Никаких заявлений родителей о приеме ребенка в школу, никаких согласий на обработку персональных данных. Да и где эти родители в данный момент находятся не всегда было понятно. Кто добывал справедливость на фронтах гражданской войны, а кто уже сгинул в революционном человековороте. Государство детей не бросило. Когда они вырастут, то будут всю жизнь благодарны Союзу Советских Социалистических Республик.

Проблема обучения детей школьного возраста стояла не так остро, как ликвидация всеобщей безграмотности. Родители наравне с детьми обучались письму, чтению и счету. Вплоть до 1928 года предлагались и проводились различные эксперименты в системе образования СССР.

Советский плакат "Первая пятилетка"
Советский плакат "Первая пятилетка"

В 1928 году началась первая пятилетка, реализовывался план индустриализации страны, который требовал огромного количества инженеров и высококвалифицированных рабочих. Соответственно, необходимо было пересматривать систему образования. Начали с начальной школы.

Постановление ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении» было знаковым, так как обязывало «ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—9—10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г».

И опять ни слова о родителях. Ведь «дело проведения всеобщего обучения превратится в массовую общественно-политическую кампанию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности». А родители где? На стройках и в поле. Поднимают социалистическую экономику, поэтому всю заботу об обучении детей берет на себя государство. И не просто государство как административный аппарат, а все граждане.

В СССР так же пытались исключить случаи отсева детей из школы или повторного обучения (второгодники). Дети уходили из школы не из-за двойки за год или за четверть, а из-за того, что нужно было помогать родителям по хозяйству. Правительство предлагало улучшить материальное обеспечение таких детей всем необходимым (одежда, обувь, учебники, питание).

В следующей части цикла я рассмотрю изменения, происходившие в системе образования СССР после 1930 года. Следите за анонсами!

Бодрее оставляйте свои комментарии!

Сильнее нажимайте на лайки!

Быстрее подписывайтесь на канал СОВ!