"Иногда это происходит случайно. После долгих лет ожидания - правильного порядка планет, судьбоносной встречи, внезапного порыва вдохновения - нужные обстоятельства возникают сами собой, украдкой, без фанфар, без предупреждения. Джей полагает это судьбой. Джо называл это волшебством."
Джоанн Харрис
Вот и для моего знакомства с писательницей требовалась Луна в Козероге. Книга больше года ждала своего часа на полке, настаиваясь и впитывая особую магию вместе с солнечными лучами.
С работами Джоанн я хотела познакомиться достаточно давно. В моих представлениях это была писательница, которая пишет о любви. О самой писательнице, о сюжете, о предыстории связанной с другой, "съедобной", книгой я ничего не знала и узнать не стремилась.
В декабре, во время сессии и предновогодней суеты, захотелось почитать что-то легкое и воздушное. Вот тут-то и настал час "Ежевичного вина". Сначала книга не цепляла абсолютно. Обычный проходной роман с простым слогом, без сложных витиеватых метафор и сравнений. Но после прочтения 50% книги оторваться от страниц было крайне тяжело.
Сюжет
Книга рассказывает историю писателя "одного хита", который резко решает изменить свою жизнь на 180 градусов. Он покупает землю в маленьком городке во Франции, где занимается земледелием, пишет новую книгу, где персонажи вдохновлены жителями городка, пьет вино и видит призрака прошлого.
Положительные стороны
- Легкий слог. У Джоанн Харрис очень приятный и легкий для усвоения стиль повествования. Предложения не перегружены, лексика, в основе своей, нейтральна и общеупотребительна.
- Описания. Описания невероятны. Начиная от описаний магии вина, его запахов, нот, оттенков и заканчивая описаниями Ланскне. Описания местности порождают в сознании образ невероятно уютного и приятного для жизни места без шума мегаполиса, без туристов, где жизнь идет своим тихим чередом.
- Персонажи. Они не плоские. С каждым из них можно подружиться и прочувствоваться. Даже персонаж, который в начале книги особо не раскрылся, получил свое законное развитие ближе к концу.
- Ретроспекция. Благодаря этому приему, читатель гораздо лучше понимает двух главных персонажей, их мотивы, цели и желания.
Отрицательные стороны
- Рассказчик. Повествование ведется от лица бутылки вина, которое всё это время стоит в погребе. В связи с этим возникает вопрос: главный герой пересказывает бутылкам весь свой день в подробностях? Да, книга наполнена волшебством и соответствующей атмосферой, но даже для этой магии всё слишком странно. Писать от имени вещей или сторонних наблюдателей всегда тяжело (вспомнить "Грозовой перевал" Э.Бронте, где нянечка так же была слишком хорошо посвящена в события, свидетельницей которых не была.), но автор, словно сама периодически забывает от чьего имени пишется книга. За всю книгу, о бутылке-рассказчике вспомнили 3-4 раза.
- Плот-твист в конце. Да, он нужен был для накала страстей, но сюжетной рамки, которую он предвещал так и не случилось. С одной стороны хорошо, что Харрис не стала впихивать в спокойствие деревни еще и драму с похищением ребенка, но с другой стороны жаль, что эту сюжетную линию развивать не стали, а просто скомкано впихнули в последние две главы.
- Ретроспектива. Как бы это не было пародоксально, но то, что является плюсом, является и минусом. В начале, когда персонажи еще чужие, нет понимания, что вообще происходит, в чем весь смысл и сюжет, а главы прыгают с прошлого на будущее в голове появляется каша.
Вывод
7/10. Книга хорошая, легкая и волшебная. В ней нет серьезной философии или огромного количества социальных аллюзий. Плюсов у неё однозначно больше, чем минусов. Книга несомненно подходит для легкого чтения, чтобы освежить и расслабить извилины. Послевкусие она оставила легкое, но терпкое, слегка отдающее яблочным сидром, нотками спирта и сладостью лесных ягод, но сомневаюсь, что буду её перечитывать.
Вердикт - рекомендуется к прочтению, особенно в период отпуска/каникул или новогодних праздников.