Найти тему
Птичка Степная

Павла Вульф, подруга Фаины Раневской

Как часто мы испытываем сомнения по поводу того, насколько правильно была выбрана профессия. Это касается вас или ваших детей, упрекающих вас, родителей. Не туда направили, не в тот вуз определили. Не так наставляли и учили. Но кто несет ответственность за ваш выбор, кроме вас самих? Делали ли вы этот выбор или разрешили выбрать за вас?

Почему Чехов не стал купцом, как его отец, ну или успешным доктором, каких было немало, а так стремился к писательству, чаще всего не дававшему прибыли.

Зачем дворянские дочери, имевшие право по рождению жить безбедно, шли в актрисы? Кстати, в те времена этот род деятельности многим представлялся постыдным занятием, не имеющим отношения ни к деньгам, ни к богатству.

С одной мечтой служить Искусству! Наверное, это и есть призвание...

Читаю воспоминания актрисы Павлы Вульф. В заголовке она обозначена как самая близкая подруга Фаины Раневской. Этим, честно, меня и заинтересовала книжка. Хотя в воспоминаниях о Раневской нет ни слова. Такой хитрый коммерческий ход. Однако, он сработал, и я купила книжку на Литрес.

Обложка книги
Обложка книги

Надо сказать, что в книге мемуаров актриса рассказывает о своем пути в актерскую профессию, о людях, повлиявших на выбор и научивших мастерству. И в первую очередь Павла Леонтьевна называет имя Веры Федоровны Комиссаржевской.

Увидев ее игру в «Бое бабочек», Вульф навсегда попала под обаяние первой актрисы Александринского театра.

Вера  Федоровна  Комиссаржевская  фото из книги
Вера Федоровна Комиссаржевская фото из книги

«Я была потрясена и очарована ее игрой, я поняла, какая власть над людьми дана актеру. Женские скорби и женские радости я видела и раньше в изумительной, мастерской игре Савиной, но человеческие чувства передо мной впервые раскрыла Комиссаржевская.»

Мать Павлы была заядлой театралкой и сумела пристрастить к спектаклям дочь, и потом не раз раскаялась. Ведь юная поклонница не только стала вести переписку с Комиссаржевской, но всерьез занялась постановкой речи и засобиралась стать актрисой.

Из воспоминаний:

Случай помог. В одну из поездок в Петербург я увидела на сцене Александрийского театра В. Ф. Комиссаржевскую и со всей страстью юности поверила ей не только как актрисе, но и как человеку: она, и никто другой, поможет мне стать актрисой. Она будет моей путеводной звездой – решила я, и не ошиблась.

В семье был большой переполох. Негоже приличной барышне из дворянской семьи идти на подмостки, которые так неблагоприятно влияют на нравственность юных особ.

Не помню, каким образом мать и бабушка узнали о моей
переписке с Верой Федоровной. В доме поднялось что-то
невообразимое. По их понятиям, великое несчастье обрушилось
на наш дом. На меня смотрели, как на человека,
замышлявшего величайшее злодеяние. Начались семейные
советы: как спасти погибающую?

В итоге сама мать повезла Павлу к Комиссаржевской, которая назначила встречу. Сделала попытку отговорить дочь, просила саму Веру Федоровну повлиять на ее выбор, делилась своими страхами и сомнениями.

Но нет, Комиссаржевская поддержала стремление Павлы идти в актрисы.

Выслушав мою мать, Вера Федоровна начала очень оживленно,
даже, мне показалось, взволнованно говорить о том,
как неосновательны страхи моей матери, что в театре много
семейных, что распущенности среди актеров не больше, чем
среди других. Потом заговорила о себе, о своих ролях, о работе
над новой ролью – Нины Заречной в «Чайке».
Павла Вульф  в роли Офелии "Гамлет" фото  из книги
Павла Вульф в роли Офелии "Гамлет" фото из книги

По признанию Вульф, потом долго и с большим трудом избавлялась она от присвоенной манеры игры, очень трудно оказалось не подражать великой Комиссаржевской. Какое-то время ее даже называли на театре «молодой Комиссаржевской».

Стала бы она актрисой, не будь так нацелена на этот путь? И кто виноват, что она стала актрисой? Другое дело, что она никогда не пожалела о своём выборе.

А через несколько лет в роли такой же влюбленной в театр молодой особы предстала перед Вульф Фаина Фельдман, известная нам как Раневская.

Об этом я прочла в воспоминаниях внука Павлы Леонтьевны.

Сидит третья слева во втором ряду Раневская, седьмая - Вульф. Труппа на гастролях в Архангельске, 1926 год. Фото  из книги
Сидит третья слева во втором ряду Раневская, седьмая - Вульф. Труппа на гастролях в Архангельске, 1926 год. Фото из книги

Фаину Фельдман настолько поразила игра Павлы Вульф в роли Раневской в пьесе "Вишневый сад ", что именно поэтому она в дальнейшем взяла себе псевдоним Раневская. Служила она тогда в массовке Ростовского цирка, а мечтала о театральной карьере. И посмела явиться домой к Вульф и добилась аудиенции.

Вошла нескладная рыжая девица со словами восторга и восхищения ее игрой. А потом стала слезно умолять Вульф взять ее в труппу, потому что она тоже хочет стать актрисой. Павла Леонтьевна холодно дала ей пьесу, которую сама для себя забраковала, со словами: «Выберите любую роль и через неделю мне покажете». Фаина Георгиевна выбрала роль итальянской актрисы и готовилась к показу очень серьезно. Она нашла, пожалуй, единственного на весь город итальянца --булочника и стала брать у него уроки итальянской мимики и жеста. Булочнику Фаина Георгиевна отдавала весь дневной заработок, который получала, участвуя в массовке. Но когда она явилась через неделю к П.Л. Вульф с готовой ролью, та поняла, что перед ней великий талант, и взяла Фаину Георгиевну сначала к себе в семью, так как театр уезжал в Крым и немедленно зачислить девушку в труппу возможности не было.

Вульф и Раневскую связывала нежная дружба. Вернее, Фаина Раневская обрела в лице Вульф и учителя и семью.

И той, и другой выпала непростая судьба. Вульф долго не могла попасть во МХАТ, о котором так мечтала, упустив шанс в юности, когда Станиславский сам её приглашал. И пришлось пройти суровую школу провинциальных театров в революционную эпоху. Но у неё была семья, дочь, внук, ученики.

Раневской выпали испытания не легче: разлука с семьёй, неразделенная любовь к Василию Качалову, по сути, она была одиноким человеком. Молодость- революция, гражданская война. В Великую Отечественную - жизнь в эвакуации в Ташкенте.

Блага жизни давались нелегко, их надо было заслужить ценой труда и лишений.

Но однажды выбрав свой путь, они не изменили актерской профессии. Возможно, поэтому мы знаем их имена.

Птичка Степная *