Найти тему

Что нам стоит не построить? Альтернативное будущее Пермской художественной галереи, навсегда оставшееся в прошлом.

Осталось меньше года (по оптимистическим прогнозам) до открытия Пермской художественной галереи в новом здании на Заводе Шпагина. Здание Спасо-Преображенского собора оставлено в прошлом, хотя таксисты все еще называют его "галереей", а не церковью. 100 лет так просто из памяти не вычеркнешь.

Но существует еще одна удивительная страница в истории Пермской художественной галереи, и даже не страница, а целый том, летопись несостоявшихся переездов главного музея Перми, охватывающая период почти в полвека. Я не преувеличиваю, искать новый "дом для пермских богов" начали задолго до передачи здания кафедрального собора РПЦ.

Началась эта эпопея в 1974 году, когда Борис Всеволодович Коноплёв, первый секретарь Пермского обкома КПСС, председатель Пермского облисполкома (1919 — 2008) впервые предложил построить новое здание для галереи, но не вместо существующего, а в дополнение к нему.

Б.В.Коноплев - первый глава региона, предложивший идею нового дома для галереи.
Б.В.Коноплев - первый глава региона, предложивший идею нового дома для галереи.

Проект обсуждается за закрытыми дверями, ему присваивается условное обозначение «Дворец Культуры» (музеи в то время старались размещать в исторических зданиях, памятниках архитектуры, новые здания строили редко).

Типовые проекты ДК Культуры в СССР
Типовые проекты ДК Культуры в СССР

Место размещения было выбрано возле центрального рынка, по адресу ул. Попова, 58. На этом месте сейчас находится общежитие Пермской медицинской академии.

Общежитие №9 ПГМА, Попова, 58
Общежитие №9 ПГМА, Попова, 58

В советское время центральный рынок был центром либеральной экономики и свободной культуры, где можно было купить не только сельхозпродукцию, но и редкие книги или импортную одежду, которую невозможно было найти в магазинах.

Пермский ЦКР, 1970-е
Пермский ЦКР, 1970-е

Транспортная инфраструктура города также была выстроена вокруг центрального рынка — конечные остановки большинства автобусных маршрутов находились именно там. Поэтому размещение филиала галереи возле центрального рынка теоретически должно было повысить статус музея. Сегодня остается лишь перекреститься, что этот проект не был реализован.

После неудавшейся попытки Коноплева построить новое здание для Пермской художественной галереи начался парад прожектов - каждый последующий глава города, области, края обещал руководству музея "новый дом для пермских богов".

В 90-е годы, в разгар перестройки, опьяненные ветром перемен, руководители учреждений, ведомств различных уровней были склонны строить грандиозные планы по строительству новых зданий для своих организаций. Волна подобных прожектов накрыла Пермь, и одним из важных для нашей истории эпизодов был план передачи галерее зданий ФСБ и Сельскохозяйственного института.

И то и другое здание являются памятниками архитектуры и образуют целостный архитектурный ансамбль. Но поскольку новые здания ФСБ и Сельхозинститута так и не были построены, данный проект также не был воплощен в жизнь.

В начале "нулевых" ходили разговоры о передаче Пермской художественной галерее всего имущественного комплекса Высшего командного инженерного училища ВКИУ, общей площадью около 27000 м2. Никаких изысканий и проектных работ тогда не проводилось, но в СМИ попали рендеры из дипломного проекта выпускницы Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова (УФ РАЖВИЗ) М.В.Турбиной, вызвавшие кратковременный всплеск оптимизма.

Это была уникальная возможность создать музей "эрмитажного типа" в центре Перми, но в областном бюджете не нашлось достаточного объема средств для выкупа здания у собственника (МО). В итоге комплекс раздербанили крупные московские риэлторы, перепродали в розницу местным риэлторам помельче, а те, продали или сдали в аренду малому и среднему бизнесу.

В это же время молодым архитекторам-выпускникам УФ РАЖВИЗ периодически предлагали в качестве дипломной работы разработать проект нового здания Пермской художественной галереи. Вот некоторые из них:

Дипломный проект А.В.Ерёменко
Дипломный проект А.В.Ерёменко
Дипломный проект В.В.Щипалкиной
Дипломный проект В.В.Щипалкиной
Дипломный проект А.Ю.Осколова
Дипломный проект А.Ю.Осколова

Апогеем истории несостоявшихся переездов Пермской художественной галереи стал международный конкурс архитектурных проектов "Perm museum XXI", проведенный в 2007 году. По итогам конкурса планировалось строительство нового здания галереи на месте бывшего ДК "Телта".

Вероятно, статус и призовой фонд конкурса были весьма солидными, поскольку участие в нем приняли звезды современной архитектуры: Заха Хадид (Ирак-Великобритания), Борис Бернаскони (Россия), Вито Аккончи (США), Сорен Роберт (Дания), Тотан Кузембаев (Россия), Александр Бродский (Россия), Валерио Олджати (Швейцария).

Футуристический проект в стиле "бионика" Захи Хадид, напоминающий то ли спину кита, то ли космический корабль - мой любимый вариант. Был отмечен спецпремией, но не победил. Подозреваю, что из-за сложности и дороговизны строительства в Перми, хотя в 2007 году деньги в России особенно не считали.

Элегантный проект Александра Бродского с использованием натуральных материалов в интерьере и экстерьере тоже симпатичен и символичен, учитывая, что Пермский край - край лесов, а брендом Пермской художественной галереи является деревянная скульптура.

"Лента Мёбиуса" Вито Аккончи, оборачивающая железную дорогу выглядела слишком фантасмагорично не только для Перми, но и для большинства стран мира, за исключением разве что Китая или ОАЭ.

"Радугу над Камой" Тотана Кузембаева сегодня, наверное, не допустили бы до участия в конкурсе, поскольку сие прекрасное явление природы оказалось безнадежно дискредитированным как инструмент пропаганды ЛГБТ. Ну и искусственный остров, который требовалось соорудить на Каме для данного проекта, вызвал у жюри вопросы, а у посетителей выставки проектов - саркастическую улыбку.

Валерио Олджати - один из фаворитов конкурса, предложивший многоуровневую ажурную конструкцию из "перевернутых кокошников". По картинке сложно оценить масштаб, но это 60-метровая башня с выставочными пространствами на уровне 20-40м, с панорамным видом на все стороны света. Верхний уровень - ресторан, между ним и выставочными этажами - служебные помещения (офисы, реставрационные мастерские и т.п.).

Проект Хани Рашида - еще одна бионическая конструкция со спиральным пологим пандусом, ведущим через все залы.

Победил в конкурсе наш соотечественник - московский архитектор Борис Бернаскони, предложивший проект галереи в виде стеклянного куба, фасад которого выходит на Каму, с променадной зоной на крыше и ж/д тоннелем в середине. Да, железная дорога, как и в проекте Аккончи, должна была пройти сквозь здание, и прямо в галерее предлагалось сделать остановку городской электрички. Вот так мы умели мечтать в тучном 2007.

Потом пришел худосочный 2008, проект Бернаскони был признан утопическим и от него отказались, что примечательно - с подачи швейцарского архитектора Петера Цумптора, который возглавлял жюри конкурса "PermMuseum XXI".

Катализатором дальнейшей активизации поиска нового места для пермской художественной галереи стала передача здания Спасо-Преображенского собора РПЦ в 2011 году. Этот акция в буквальном смысле слова поставила крест на возможности сохранения за галереей этого бренда пермской архитектуры. Идейным лидером нового эпизода старой истории стал собственно Петер Цумптор.

Петер Цумптор на презентации собственного проекта пермской художественной галереи.
Петер Цумптор на презентации собственного проекта пермской художественной галереи.

Взамен отвергнутых проектов из конкурса 2007 года, Цумптор в 2013 году предложил свой проект здания галереи, но уже в другом месте - между зданием бывшего ВКИУ и спуском к реке.

Здание галереи было бы узким, длинным, из стекла и металла, напоминающим большую витрину или стоящий на берегу круизный лайнер, внутри которого, по словам автора, разместились бы наподобие "музейные кварталы с коридорами-улицами, которые в сторону Камы будут заканчиваться прозрачными стенами". Общая площадь здания составила бы более восьми тысяч квадратных метров, из них три тысячи квадратных метров - площадь выставочных залов. Сдать новый музей «под ключ» планировалось к концу 2015 года. Как всегда, внезапно этого не случилось. На всю эту эпопею с конкурсом было потрачено 168,5 млн. рублей

Следующая попытка передвинуть галерею на новое место была предпринята губернатором Виктором Басаргиным совместно с министром культуры Пермского края Игорем Гладневым. Пермский архитектор Сергей Шамарин разработал детальный проект реконструкции здания Речного вокзала для нужд музея, с учетом сценария катастрофического затопления.

По поводу этого сценария переезда восстала вся пермская общественность, людей возмущало решение разместить галерею в зоне затопления, в месте с не самой лучшей транспортной доступностью + создать конкуренцию Пермской художественной галереи с музеем современного искусства ПЕРММ, который должен был вернуться в здание речного вокзала после его капитального ремонта.

Все рассудила "История ", точнее - "Россия моя история", мультимедийная патриотическая франшиза, под которую в итоге отдали и Речной вокзал, и здание ж/д вокзала "Пермь первая".

Мультимедийный парк "Россия моя история" на Речном вокзале в Перми.
Мультимедийный парк "Россия моя история" на Речном вокзале в Перми.

Предпоследним эпизодом истории несостоявшихся переездов Пермской художественной галереи стал проект реконструкции здания одного из корпсов бывшего ВКИУ по адресу Окулова 4.

Краевая администрация выкупила это здание у частников и заказала проект у архитектурного бюро "Casson man". К 2016 году проект должен был пройти экспертизу и в 2016-2017 гг. начаться переезд.

Это было озвучено, что называется, "на серьезных щах", на самом высшем уровне, коллектив галереи всерьёз уселся на чемоданы. Мы тогда сделали такой терапевтический проект "Море возможностей", чтобы убедить горожан и самих себя в том, что переезд в здание ВКИУ - лучший вариант из когда-либо существовавших.

Выставка историй несостоявшихся переездов на Соборной площади в 2016 году.
Выставка историй несостоявшихся переездов на Соборной площади в 2016 году.

Каждое утро сотрудники галереи, вместе с людьми, гуляющими по Соборной, выкатывали ящики с копиями проектной документации, а вечером закатывали обратно, как бы участвуя в предстоящем переезде (переехать планировалось на расстояние примерно 100 метров). Поплакали два месяца, исписали пожеланиями 100 страниц книги отзывов, а потом вся эта история оперативно накрылась медным тазом.

Губернатор Максим Решетников и Владимир Путин на Пермской набережной (https://www.newsko.ru/media/5648219/vladimir-putin-i-maksim-reshetnikov.jpg)
Губернатор Максим Решетников и Владимир Путин на Пермской набережной (https://www.newsko.ru/media/5648219/vladimir-putin-i-maksim-reshetnikov.jpg)

В Пермском крае был назначен новый губернатор - Максим Решетников, который решил отказаться от идеи разместить Пермскую художественную галерею в здании бывшего ВКИУ и от проекта Casson Man, на которые было потрачено 512, 5 млн. рублей.

Последний эпизод о строительством нового здания галереи на заводе Шпагина я, пожалуй, пока описывать не буду, чтобы не сглазить. Позже. Пока ограничусь несколькими рендерами нового проекта.

-25