Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Легенды ВИА": Владимир Васильев

То, что творческий псевдоним Владимира Борисовича Васильева "Царь" знают наверное все, но вот кто его "короновал" знают лишь некоторые. А между тем "Володьку на царствие" выдвинул художественный руководитель ВИА "Добры молодцы" Всеволод Левинштейн, более известный впоследствии как Сева Новгородцев. Было это в 1973 году и за плечами Владимира была уже работа в таком коллективе как "Лира" (школьный ансамбль "Тени" не в счёт) и "служба" в армии. Почему в кавычках - длинная история, но если в двух словах то...

...то начать наверное стоит с 9 сентября 1950 года, когда будущий "претендент на престол"(шутка конечно) появился на свет. К сожалению о юных годах Владимира известно очень мало - практически ничего и лишь начиная с середины 60-х кое-какая информация появляется. Причём от первого лица, т.е. от самого Владимира Борисовича:

...Учился в музыкальной школе по классу трубы, но душа моя всецело принадлежала гитаре.
Еще я занимался водно-моторным спортом, был гонщиком на скутерах. В Москву приезжал довольно часто еще с начала 60-х годов на первенство СССР. Соревнования проходили на Химкинском водохранилище. В 1965 или 1966 году состоялась Спартакиада народов СССР по техническим видам спорта. Сборная Ленинграда тогда заняла первое место. Награды нам вручал первый отряд космонавтов. Их яхт-клуб находился поблизости. Николаев, Терешкова, Быковский, Леонов нас поздравляли, пожимали нам руки...

Далее следует рассказ о том, с чего начинался его (Васильева) путь на профессиональную сцену:

В 1964-66 годах по всей стране массово стали организоваться гитарные группы. У нас в Питере в это время блистал «Авангард», в котором Володя Антипин играл. Чуть позже появились «Аргонавты», «Ку-69», «Фламинго», где пел Альберт Асадуллин. Потом, пожалуй, «Лесные братья», где пел Саша Федоров, «Лира», которая считалась одной из сильнейших по вокалу групп Ленинграда. Все группы были любительскими, студенческими. Кто-то учился в Политехническом институте, кто-то в Академии художеств, кто-то в ЛЭТИ им. Бонч-Бруевича, кто-то в Корабелках.
Эти группы просуществовали недолго – год, два, три. Потом кто-то превратился в профессионалов, кто-то распался. Но середина 60-х – это повальное увлечение гитарной музыкой. Я в 1965-66 годах играл в группе «Близнецы». Но так как в городе можно было играть только на студенческих вечерах, по субботам и воскресеньям все выезжали с Финляндского, Московского, Балтийского вокзала куда-нибудь в пригород на 5-10 километров. Приезжали, а там залы битком. И всё то же, что и в Москве: Биттлз, Роллинг Стоунз, что-то «своё»…
Есть на Васильевском острове Макаровское училище. Там в 1967-68 году играла группа «Белые стрелы». Очень серьезный ансамбль. Один из немногих, у которых в то время иностранная – американская или английская – аппаратура. У них был самый лучший звук. Хорошо пели и играли. На танцы приходило до полутора тысяч курсантов – все в форме и знаменитых черных курсантских ботинках. И с каким остервенением, с какой радостью и наслаждением вот эти полторы тысячи курсантов танцевали шейк! Полторы тысячи человек топали в зале вот этими кирзовыми ботинками с таким сарказмом, с таким внутренним куражом! После этого по всему залу на полу оставались черные пятна. Потом дневальные их оттирали специальными полотерами. Я ходил на эти концерты. Это был такой цирк!
В январе 1967 года я был на первом официальном концерте «Поющих гитар». Собственно они выступали и раньше. Например, на Елке в Таврическом дворце. Но тогда это называлось танцевальными вечерами. А первый официальный концерт у них состоялся в январе 1967 года в ДК имени Кирова на Васильевском острове. Шеф играл на гитаре, Сергей Борисович изволили на барабанах шуршать, Женька Броневицкий на бас-гитаре, Мошкович, Левка Вильдавский, который сейчас живет и работает в Москве, и девочки – Галя Баранова и Таня Калинина. В конце концерта они пели две песни Битлз. Вот где ломали стулья!
Когда рассказывают, что кто-то где-то ломал стулья – это одно. А вот когда видишь собственными глазами, как в трех метрах от тебя народ на радостях вскакивает на стулья, начинает плясать, стулья не выдерживают и разваливаются – это совсем другое. Но честно вам признаюсь, по ощущению в зале не было никакого хулиганства, никакой агрессии. Даже если эти стулья ломались, то они ломались не оттого, что их хотели сломать. Они ломались просто оттого, что народ не справился со своими эмоциями. Это было ломание по-доброму. Все было абсолютно беззлобно, неагрессивно. Любой концерт того времени – это праздник, радость и выплескивающиеся эмоции. Не было никакого пива: «Ну, ты козел! Ну, ты пошел отсюда!» – этого ничего не было. Был только благодарный вопль советского народа!
Про «Лиру» стоит рассказать отдельно. Группа существовала с 1967 года. Сначала ребята выступали на студенческих вечеринках, а с 1968 года стали играть на танцах в ДК имени Молотова (позже ДК «Мир»), который в народе назывался просто Молоток. Я тогда играл в «Близнецах», но «Лиру» ходил слушать довольно часто. Мне безумно нравилось, как они поют. У них было замечательное пятиголосье. Представляете? Это совсем не то, что поют один или два человека! Это пять теноров!
В вокальном отношении «Лира» представляла собой очень серьезную конкурентную опасность, в хорошем смысле этого слова. В 1969 году их бас-гитарист Юрий Семенов ушел служить в Советскую армию. Как человек талантливый, музыкально образованный, Юра попал служить в ансамбль песни и пляски ЛВО. А «Лире» понадобился новый бас-гитарист. Я пришел на прослушивание. Ребята послушали, как я пою, как играю. Сказали, что подхожу.
Это был первый худсовет в моей жизни. Таким образом, я оказался в «Лире». Мы продолжали играть в Молотке, но потом настал момент, когда мы почувствовали, что наш призыв в армию тоже не за горами, нам тоже придется идти служить. Тогда Юра предложил нам всем показаться руководителю ансамбля песни и пляски ЛВО Народному артисту России Николаю Ивановичу Кунаеву. Показаться именно как творческой единице. Мы собрали всю свою аппаратуру, привезли ее в бывшее здание Семеновского полка, где базировался в то время ансамбль ЛВО, и дали сольный концерт на 1,5 часа для всех сотрудников и артистов ансамбля. 127 человек, по-моему, в то время ансамбль насчитывал. Кунаев обалдел, сказал: «Все! Эти мальчики мне нужны!»
Через некоторое время мне действительно пришла повестка из военкомата. Я должен был служить ракетчиком. Прихожу в военкомат. Военком уже руки потирает: «Ну что, Владимир Борисович? Послужим Родине?» – «Да, послужим! Вам не приходила бумага из Центрального военкомата?» – «Ничего не знаю». – «Спросите, пожалуйста, у секретарши».
Секретарша приносит бумагу. По-моему, приказ N 600-к: «Васильева Владимира Борисовича направить в распоряжение ансамбля песни и пляски». Военком в шоке! Как быть, что делать? Ведь обороноспособность страны может пострадать, если я петь не буду. Короче, вышел я из военкомата, сел в такси, и за рубль поехал служить в Советскую армию.
Так мы все оказались в одном ансамбле песни и пляски. Привезли с собой аппаратуру, гитары. Нам выдали форму, поставили на довольствие. Но разъединять Кунаев нас не стал. Он решился на смелый эксперимент. В рамках концерта ансамбля ЛВО разрешил выступление ВИА «Лира» минут на 10-15. Мы выходили в военной форме с гитарами и пели 3-6 песен в зависимости от концерта. А все остальное время мы играли в оркестре, пели в хоре.
Я, например, пел в первых и вторых тенорах, Юра Семенов играл на домре. Мы заменили в оркестре контрабас на бас-гитару. Весь ансамбль песни и пляски стал играть на нашей аппаратуре. Ансамбль зазвучал совсем по-другому. Кунаев счастлив! Лучший окружной ансамбль Советского Союза! Обороноспособность страны и настроение участников ансамбля явно повышались прямо на глазах.

После такого, более чем подробного рассказа, надеюсь понятно почему слово "служба"(в армии) в самом начале я заключил в кавычки. Правда в "двух словах" историю изложить не получилось и даже если бы я не цитировал самого Владимира Борисовича ( кстати с первоисточником вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ) , то и своими словами коротко бы пересказать эту историю не смог. Даже если бы оставил лишь факты и ничего более. Но сухие факты - мало кому интересны, поэтому пусть будет так, как есть.

Но дальше попытаюсь покороче, поскольку для формата Дзена столь развёрнутое изложение не слишком подходит, а разбивать статью на несколько частей я как то не планировал.

После демобилизации (уж не знаю стоит ли и это слово брать в кавычки) Владимир, по приглашению Севы Новгородцева, Владимира Антипина и Владика Петровского – уехал в Москву в «Добры молодцы», а ребята из «Лиры» в своем классическом составе в 1973 году сдали программу худсовету Ленконцерта и стали профессиональным гастрольным коллективом.

В конце 1974 года Васильев был приглашён в «Поющие гитары» для участия в зонг-опере (тогда она называлась так) «Орфей и Эвридика» и вернулся в Ленинград.

24, 25, 26 июля (это уже в 1975-м) состоялись премьерные показы оперы «Орфей и Эвридика». В августе мы поехали на гастроли – Одесса, Кишинев, Сочи, Ялта. В сентябре у нас был отпуск. А с 10-го октября мы уехали в Минск и Днепропетровск. Это уже с оперой. Концертная деятельность закончилась, последний концерт мы отыграли где-то в июне месяце. На радио песни какие-то еще записывали, но концертов уже не было. Только опера. За три с половиной года я лично отыграл 900 спектаклей!

А в начале 1979 года, не без участия Валерия Живетьева и Владика Петровского, Владимир снова оказался в Москве и попал к Стасу Намину в «Цветы». И именно он стал первым исполнителем легендарной "Летний вечер". А затем случились съёмки в фильме "Фантазия на тему любви" о котором на канале уже была публикация.

Владимир Васильев (Царь)/ Участник ансамбля Цветы - "Честно говоря" ( из репертуара ВИА Цветы)

...К «Фантазии на тему любви» много музыки написал Слизунов. «Скажи мне да» и «Утро-вечер» спел я. «Я бродячий фокусник» – это Сашка Слизунов. И песню «Жил-был дурак» тоже, по-моему, он пел. А Сашка Федоров спел главную песню фильма – «Ты в страсти горестной находишь наслажденье», на стихи Пушкина. Кстати, в этом фильме звучит одна из моих самых любимых композиций – та, под которую Овчинников танцует. Это его главный чемпионский танец. Играет Игорь Саруханов, а музыку написал Сашка Слизунов...

Но сложные отношение со Стасом Наминым и огромное желание создать СВОЮ группу привели в итоге к тому, что появился ничуть не менее легендарный коллектив "Круг" и альбом "Круг друзей". Вот только долгой жизни "Кругу" отпущено не было и, по словам Владимира Борисовича последний концерт они отыграли в 1989 или 1990 году.

Милена Вавилова и Владимир Васильев (ВИА "Поющие гитары") - "Каракум" (Владимир Васильев)

В 1997 году Владимир Васильев вернулся в "Поющие гитары" и уже более четверти века работает в этом прославленном коллективе и является Почетным гражданином Санкт-Петербурга.

А сегодня, 9 сентября 2024 года Владимиру Борисовичу исполняется 74 года, с чем я его и поздравляю! Надеюсь и вы, друзья, присоединитесь к этим поздравлениям.

Владимир Васильев_Liverpool-25_Летний вечер