Британцам впору задуматься о переименовании одного из традиционных и культовых блюд их английской кухни – популярного не меньше, чем "файв о клок" и "овсянка, сэр", "чип энд фиш". Поскольку картошка-то у них еще имеется, а вот и рыбку съесть в том же объеме уже не получится. Из двух известных удовольствий осталось им только сесть на то место, на которое еще посылают. Россия решила денонсировать и отправить в самые глубокие и темные анналы договор о рыболовстве в Баренцевом море, заключенный между Великобританией и Советским Союзом еще в далеком 1956 году.
Соглашение пережило этапы напряженности, международные кризисы, холодную войну, распад СССР, "отравление" Литвиненко, "дело Скрипалей". Но всему есть предел. А кто-то тут конкретно пошел и на предел. Ведь ладно англичанка гадит – это у нее, как водится, так еще и там, где кормится. Летом 2022-го она, наряду с прочими антироссийскими санкциями, ввела дополнительную пошлину в 35 процентов на нашу белую рыбу, что существенно снизило ее коммерческую привлекательность для, собственно, британских переработчиков и дистрибьютеров. Тем не менее и в таких обстоятельствах Россия, верная себе, оставалась щедрою душой.
По данным Sky News, 40 процентов трески и пикши, потребляемых Соединенным Королевством, поступает из наших вод. Оттуда же, несмотря на политическую наценку, до сих пор и едва ли не половина той самой белой рыбы. А это более 500 тысяч тонн ежегодно. Причем договор позволял английским траулерам не только заниматься промыслом у Кольского полуострова, но и бросать у нас якорь. Так повелось при СССР и осталось после него. И они настолько к этому привыкли, что чувствовали себя в нашей акватории как дома. Поэтому "Why?", довели они истеричной интонацией свое возмущение до уровня "А нас-то за что?", прознав о денонсации.
"Because", отвечаем мы на понятном им языке, поскольку нет смысла метать перед ними бисер. К тому же необъяснимым оставался лишь один вопрос и тот больше для нас самих: почему мы сделали это только сейчас? Ведь крайне эффективная же контрмера. Токио после того, как мы лишили Японию квот на вылов морепродуктов у Курил, до сих пор не в себе – все канючит, ничуть, правда, не меняя при этом свое поведение. Вряд ли и в политике официального Лондона что-либо скорректируется. Разве что в повальном разорении из-за его экономических просчетов "чипэндфишечных" он тоже станет обвинять русских. Сбросили же, получается, его с хвоста.
Между прочим, в полном соответствии не только со своим, но и с международным правом. Так что не придраться. По условиям соглашения, каждая из сторон может отказаться от него в любой момент. Тем более если это уже момент истины. Поэтому все, что в нынешних обстоятельствах мы им еще можем дать, так это лишь добрый совет, как лучше и правильней переименовать "чип энд фиш". "Чип энд кукиш" будет, пожалуй, в самый раз.
Михаил Шейнкман
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.