Каждый человек хочет жить в радости. Правда при этом мало кто задумывается, а возможно ли это. Возможно ли это постоянно?
Ведь если бы человек постоянно жил в радости, он неизбежно бы перестал ее воспринимать за радость, она бы ему приелась и перестала быть радостью как таковой.
Значит, жить все время жить в радости не только невозможно, но и не нужно.
А как же «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5.16) от апостола Павла, - возразите вы.
Подождите – к этому мы еще вернемся.
А пока задумаемся, когда мы чаще всего начинаем испытывать радость. Обычно, когда происходит какое-то радостное для нас событие.
То есть радость – это выход за пределы окружающей обыденности, это для нас всегда – необычность, новое стечение обстоятельств, благоприятное изменение.
Однако все это мы говорим об обычной радости, отнюдь не христианской.
Христианская от нее отличается кардинально. Причем, с самого начала. Уже начало христианской радости необычно.
Вот как об этом говорит прпд. Амвросий Оптинский:
«Начало радости – быть довольным своим положением».
Уловили разницу?
Обычная радость – это выход из обычного положения, христианская радость – сохранение этого положения.
Источник христианской радости, ее самое начало – это как раз то положение, в котором ты находишься…. Вам теперь более понятным стало «всегда радуйтесь» от апостола Павла?
Действительно, если радоваться не каким-то переменам, а именно тому положению, в котором ты и находишься, то тогда можно радоваться постоянно.
Правда, это именно христианская радость. Радость, до которой идти и идти – и тем, кто называет себя христианами.
А источник этой радости – сознание того, что ты не просто по своей воле или воле злых и случайных обстоятельств находишься в том или ином положении, а тебя поставил в это положение Бог. Значит, есть чему радоваться, какими бы ни были эти положения. Даже самыми, казалось бы, неблагоприятными.
Пусть – это болезнь, пусть это гонения от ближних или дальних, пусть это еще какие-либо несчастья – все по воле Божьей, все посылает мне Бог.
И сознание этого не может не приносить радости. Естественно при условии глубочайшей веры в это. В этот промысел Божий, постоянно о тебе пекущийся и ставящий в те или иные обстоятельства и положения.
Что ж – с началом христианской радости разобрались. Но на самом деле – это только начало.
Это как в обычной радости. Можно просто улыбнуться и тихо порадоваться, а можно испытать восторг и счастье.
В христианской радости тоже есть свои градации.
Мы пропустим некоторые промежуточные положения, а сразу перейдем к высшей степени христианской радости, чтобы взять ее в контрасте с мирской радостью.
Итак, вот как эту степень (или ступень) сформулировал в виде пожелания недавно прославленный в лике святых прав. Алексей Мечёв:
«Радуйся не тогда, когда сделаешь кому-то добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою».
Нет, все-таки без промежуточных ступеней не обойтись.
Итак, мирская радость – это не когда я делаю кому-то добро, а когда мне сделали добро.
Христианская радость – это когда я сделал добро кому-то.
Но это на самом деле только промежуточная ступенька до высшей ступени.
Чтобы до нее добраться и ощутить эту радость, человек, которому ты сделал добро, должен тебя оскорбить.
Представьте, что будет с мирской радостью в этот момент. Она тут же улетучится и сменится чем угодно – разочарованием, обидой, злобой, гневом, чувством мщения…
А христианская радость должна в этот момент подняться до высшей своей ступени, которую можно сравнить с восторгом и счастьем в обычной радости.
Только она не будет выражаться в каком-либо бурлении чувств. Это совсем другое ощущение.
Это радость не чувств, а радость духа, поднявшегося до Христовых заповедей:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Мф. 5. 44.
Ну что – кто-нибудь из нас хоть раз в жизни испытал такую радость?
Радость от оскорбившего облагодетельствованного тобою человека?.. То-то же.
Все мы лишь по виду христиане. Мы гоняемся только за обычными мирскими радостями.
Поэтому настоящие христианские радости нам недоступны. Увы – нам.