Найти тему

«Крымское метро» могут разрушить.

Оглавление

Аналог Московского метрополитена в Крыму, созданный при СССР и сопоставимый с ним по красоте, прямо сейчас, в 20-е годы 21-го века, может быть утрачен.

Отделка одной из «станций метро» в Крыму. Фото Елены Стукаловой. Подробности - далее.
Отделка одной из «станций метро» в Крыму. Фото Елены Стукаловой. Подробности - далее.

ВНИМАНИЕ!

Одним фактом прочтения данной статьи Вы поможете сохранить для наших потомков то, что уже многие десятки лет является визитной карточкой Крыма и его своеобразной достопримечательностью - уникальные даже в мировом масштабе мозаичные павильоны остановок общественного транспорта, которые могут быть снесены при ремонте дорог: тут будет много фото, но они не отражают и малую часть того сокровища, что пока еще украшает крымские трассы.

Утверждаю, что по ценности, как бы это ни парадоксально звучало, крымские павильоны остановок сопоставимы со станциями столичного метрополитена, отделанные на уровне царских дворцов, римских форумов, терм и даже христианских храмов…

Остановка «Село Весёлое» (бывший Кутлак), Судакский район, Крым.
Остановка «Село Весёлое» (бывший Кутлак), Судакский район, Крым.

ОСТАНОВКИ?!

«Автор, а ты в курсе, что в мире и в стране сейчас творится ?!» - так могут сказать некоторые и уйти с канала…

Погодите, не закрывайте публикацию!

Тяжелые времена пройдут, а жизнь продолжится и в ней должна быть красота.

Ученые, голодая и умирая в блокадном Ленинграде, не употребили в пищу семенной фонд страны, а музейщики, замерзая, сохранили под бомбежками экспонаты музеев и не жгли книги, думая о будущем!
А вы знаете, что великий русский мозаичист Владимир Фролов в блокадном Ленинграде, перед уходом из жизни от голода, собрал несколько огромных потолочных панно для станции метро «Новокузнецкая» в Москве?

Неужели нам, сегодняшним, живущим совсем не в «блокадных» условиях, трудно сохранить наше же историческое и культурное наследие не от врага, а от равнодушия ?!

Тем более, что мы все точно не голодаем и не мерзнем. Даже некоторые с жиру бесятся, голыми в клубах скачут …

Очень прошу, от имени подавляющего (а я в этом не сомневаюсь)  числа людей, которым дорога не только история страны, но и уютная, красивая среда, окружающая нас в повседневной жизни, дочитать публикацию до конца.

Помогите сохранить уникальные сооружения!

Павильон остановки общественного транспорта в Алупке. Ну чем не стилизованная колоннада римского Колизея? Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Павильон остановки общественного транспорта в Алупке. Ну чем не стилизованная колоннада римского Колизея? Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Советская монументальная мозаика - это продолжение античных традиций.

Бесспорно, павильоны остановок общественного транспорта в Крыму - не море, не пляж, не горы, не приморский парк с кипарисами, соснами, кедрами, не «то в нос тебе - магнолия, то в нос тебе - глициния» и не старинный дворец или новый отель, ради чего сюда едут.

Мозаика павильона остановки «Олива» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Мозаика павильона остановки «Олива» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Но, согласитесь, наряду с вышеперечисленными атрибутами отдыха для приезжих, которые одновременно являются фоном повседневной жизни для местных, эти павильоны - МИКРО-ВСЕЛЕННАЯ, атмосфера, что формирует не только хорошее настроение, но и ненавязчиво удовлетворяет ЖИЗНЕННУЮ потребность человека в комфорте и красоте прямо «у себя под боком».

Мозаика павильона остановки посёлка  «Научный» близ Бахчисарая. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Мозаика павильона остановки посёлка «Научный» близ Бахчисарая. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Красота если и не спасает мир, но точно его формирует на благо человека.

Каждый из нас смотрел на красивейшее звездное небо в безоблачную ночь и испытывал восторг, смешанный с пониманием того, что это - то самое, что видел человек и даже динозавры в непостижимо далекие от сегодняшних дней времена.

Статуи в саду под звездным небом. Крым, Малый Маяк. 2023 год. Фото автора.
Статуи в саду под звездным небом. Крым, Малый Маяк. 2023 год. Фото автора.

Но кто скажет, что созерцание этой звездной бесконечности не сформировало по итогу в человеке разумном то, что сейчас обернулось Культурой, Искусством, Литературой, Философией, Религией, Наукой?

Вы понимаете о чем я?

Я - об окружающей нас ежедневно среде - небе, пейзажах, птицах, животных, созданных Богом и того, что создано человеком красивого по образу и подобию Божьих творений: храмы, здания, мосты, статуи, картины, интерьеры, автомобили, предметы обихода, даже одежда - то есть всё то, на что мы постоянно смотрим и то, что постоянно вызывает наши эмоции, что создает наше повседневное настроение и в целом жизненный настрой и желание развиваться.
Мозаика павильона остановки на дороге между Саками и Евпаторией. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Мозаика павильона остановки на дороге между Саками и Евпаторией. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

И вот, совершенно утилитарные, привычные павильоны остановок общественного транспорта, но которые какому-то человеку в СССР однажды пришло в голову оформить нестандартно, с фантазией, украсить художественными мозаичными панно, традиция которых восходит к античности, создают благоприятную и благородную окружающую ПОВСЕДНЕВНУЮ среду, вызывающую положительные, радостные эмоции.

Мозаичное панно на стене павильона остановки в Бахчисарае. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Мозаичное панно на стене павильона остановки в Бахчисарае. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Не сомневаюсь, что то был результат комплексного подхода, когда условный хозяйственник, чиновник и художник были завязаны в один узел, когда это было политикой государства.

Сейчас этого почти нет. «Рынок порешал» (да будьте вы прокляты, предатели, «горбачевы-ельцины»: мы голосовали за сохранение Союза, а вы его развалили).

А ведь это было нашим, российским, народным достижением, продолжением и развитием традиций великой античности.

Все знают, что князь Владимир крестился в Крыму, определив православную судьбу России, а Москва провозгласила себя Третьим Римом и стала преемником Византии! На самом деле, даже при СССР эта преемственность была фактически продолжена (но под другой личиной) руководством страны и народом.

И вот ныне, во время проведения давно назревшей реконструкции инфраструктуры Крыма, павильоны остановок, созданные по авторским, индивидуальным проектам и отделанные в традициях греко-римских и византийских мозаик, могут быть утеряны.
Мозаика павильона остановки «Кастрополь» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Мозаика павильона остановки «Кастрополь» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Поверьте, я не склонен огульно обвинять чиновников и хозяйственников в том , что они это хотят сделать умышленно.

Уверен, что они не сидят в тайной комнате при свечах и, дьявольски блестя глазами, принимают решения о намеренном сносе каменной летописи полуострова.

Будучи сам почти всю жизнь руководителем, понимаю, что иногда элементарно чего-то можешь не знать, а значит не учесть при принятии решения, если тебе не доложат.

Дорожные строители выполняют крайне сложную задачу по реконструкции шоссейного полотна в оползне- и сейсмо-опасной зоне и делают это со знанием дела, на много лет вперед, но просто не предусмотрено среди них элемента, структуры, человека, который бы сказал:

«Ребята, всё очень круто, вы - молодцы, но вы реконструируете дорогу не в пустыне, а на сакральной земле с древнейшей историей и с наличием знаковых артефактов советской эпохи (не говоря уж о более древних эпохах), давайте вот это - сохраним, вот это - передвинем, вот это - перенесем в музей, а вот это - заново оформим так, чтобы человек чувствовал себя на курорте, а не в заводском цеху!».

И это уже вопрос к региональному руководству полуострова: даже в сегодняшние нелегкие времена борьбы с реальным злом, разве наш Президент будет против сохранения художественного наследия СССР или Председатель правительства не разрешит, чтобы в сотнях миллиардах выделенных средств на ремонт крымских и российских дорог предусмотреть несколько миллионов на сохранение и приумножение красоты?

Так и вспоминается незабвенный профессор Преображенский из Булгаковского «Собачьего сердца»:
«… Я не говорю уже о паровом отоплении...! Пусть: раз социальная революция — не нужно топить. Но я спрашиваю: … почему убрали ковёр с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?».

Вот и Путин/Мишустин наверняка не запрещают сохранять былые «арт-объекты» и создавать новые для украшения крымских дорог.

А вернутся парни с фронта, приедут на отдых и тем более захотят видеть вокруг себя что-то праздничное (а не только типовые «фотозоны» с неизменным ♥️ - мол, я «люблю» это место).

Неужели это не в силах руководителей Крыма - обязать дорожных строителей найти и деньги в бюджете и назначить людей, отвечающих за сохранение и развитие художественного оформления дорог, не спрашивая на то разрешения Федеральной власти?

Думаю, даже убежден: руководство Тавриды самым глубоким образом заинтересовано в том, чтобы Крым, если уж он потерял за всю свою сложную историю массу артефактов более давних времен, сохранил по максимуму хотя бы свидетельства Великой Советской эпохи, которой можно и нужно восхищаться и гордиться и даже эксплуатировать ее памятники как туристический потенциал, приносящий деньги в бюджет!
Стена павильона остановки в селе Заозерное близ Евпатории. Мозаика сделана из прибрежной гальки. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Стена павильона остановки в селе Заозерное близ Евпатории. Мозаика сделана из прибрежной гальки. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Возьмите пример со столицы и лучших советских традиций.

Да, сидеть «на хозяйстве» сложно (даже Путин сказал, что его труд - «как на галерах») и всё учитывать и знать невозможно, но Московский градоначальник Собянин, которого очень любят критиковать за всё и вся, явно ввел в круг принимающих решения при реконструкции Москвы людей, близких к искусству и сейчас в столице стараются всё решать комплексно, сохраняя и наследие древних веков и советского периода, а также развивать новые веяния.

Я уж молчу о том, что при СССР украшение общественной среды хотя и существовало под эгидой «монументальной пропаганды коммунизма», но было хорошим правилом и свидетельством этого являются в том числе стелы с названиями населенных пунктов при въезде в них (зачастую - не просто «буквы», а с размещением на них гербов областей, городов, характерных атрибутов местности) и, конечно, остановки общественного транспорта, отделанные авторскими уникальными мозаиками.

Еще раз: в древние, античные времена, мозаикой отделывались дворцы, храмы, термы… Византийская храмовая мозаика - фактически предшественница рукописных икон…
А в СССР мозаикой отделывали не только дворцы культуры, санатории, метрополитен, но в том числе ПАВИЛЬОНЫ ОСТАНОВОК ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА.
Будет непростительной ошибкой их уничтожить.
Павильон остановки 1970-х годов постройки  в районе Севастополя. Просто потрясающее архитектурно-художественное оформление  на тему басни «Лиса и виноград», изначальное авторство которой приписывают древнегреческому поэту Эзопу (600 в.д.н.э), а  на русский язык басня переведена Иваном Крыловым в 1808 году.  Ярчайшее проявление связи времен! Это  сооружение достойно  статуса памятника архитекторы, истории и культуры, оно должно охраняться! Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Павильон остановки 1970-х годов постройки в районе Севастополя. Просто потрясающее архитектурно-художественное оформление на тему басни «Лиса и виноград», изначальное авторство которой приписывают древнегреческому поэту Эзопу (600 в.д.н.э), а на русский язык басня переведена Иваном Крыловым в 1808 году. Ярчайшее проявление связи времен! Это сооружение достойно статуса памятника архитекторы, истории и культуры, оно должно охраняться! Фото с сайта Crimeamosaic.ru

«Лиса и виноград». Мозаика павильона остановки, деталь. Мне кажется, что Гауди,  создавший мозаики в знаменитом Барселонском парке Гуэль, нервно закурил бы  в сторонке, увидев эту лису.
«Лиса и виноград». Мозаика павильона остановки, деталь. Мне кажется, что Гауди, создавший мозаики в знаменитом Барселонском парке Гуэль, нервно закурил бы в сторонке, увидев эту лису.

Гибель этих артефактов нельзя допустить тем более, что нет тут злого умысла, а есть просто отсутствие у людей, обличенных властью и принимающих решения, информации.

В этой связи, публикую два обращения.

Обращение к читателям этого канала.

Товарищ, в твоих силах не допустить уничтожения уникальной атмосферы Крыма и редчайших, не имеющих аналогов в мире сооружений !

Именно поэтому, каждому, кто дочитал эту статью-обращение, я говорю «спасибо» не от себя, москвича в 4-ом поколении, а от Истории Крыма и России.

От себя (и от других крымских блогеров, уже поддержавших меня) прошу лишь прокомментировать публикацию, либо поставить ей 👍: тогда эту статью прочтут и поддержат больше народа и её точно прочтут люди, от которых зависит принятие решения не только сохранить «московское метро» в Крыму, но сохранить и приумножить культурное и художественное достояние России!

Аккуратный, достойный человека  павильон остановки общественного транспорта  в Алуште. Да, всем нравятся подобные павильоны и такие павильоны должны быть обязательно в каждом городе и селе России. Но это - минимальный стандарт, «как у всех».
Аккуратный, достойный человека павильон остановки общественного транспорта в Алуште. Да, всем нравятся подобные павильоны и такие павильоны должны быть обязательно в каждом городе и селе России. Но это - минимальный стандарт, «как у всех».

А вот такое сооружение для ожидания транспорта, как на этом и следующих фото - это горазде больше, чем автобусные павильоны: это фактически аналоги роскошных станций Московского метрополитена!
А вот такое сооружение для ожидания транспорта, как на этом и следующих фото - это горазде больше, чем автобусные павильоны: это фактически аналоги роскошных станций Московского метрополитена!

Павильон остановки «Малый Маяк» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Павильон остановки «Малый Маяк» на ЮБК. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Павильон одной из остановок в Симферополе. К сожалению, уже несколько в аварийном состоянии. Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Павильон одной из остановок в Симферополе. К сожалению, уже несколько в аварийном состоянии. Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Обращение к руководству Республики Крым и города-героя Севастополь.

Уважаемые руководители древней Тавриды!

Вы наверняка бывали в Московском или Санкт-Петербургском метрополитенах. Их суть - быть объектами транспортной инфраструктуры, однако, отделка их станций не просто вызывает восхищение всего мира, но является культурной и туристической гордостью этих субъектов Федерации. Самые красивые, лучшие, парадные станции метро в Москве отделаны мозаикой: «Маяковская», «Новокузнецкая», «Киевская-кольцевая», «Белорусская», «Комсомольская-кольцевая» и другие, туда водят экскурсии, их берегут, реставрируют.

А в вашем ведении - не менее ценные объекты такой же транспортной инфраструктуры: павильоны остановок общественного транспорта в Крыму, отделанные мозаикой, каждая из которых - уникальный объект искусства, достояние полуострова и страны.
Такими оленями на простой остановке автобуса у села Резервное гордилось бы и Московское метро и любое общественное здание или дворец в столицах мира! Автор фото - Елена Стукалова.
Такими оленями на простой остановке автобуса у села Резервное гордилось бы и Московское метро и любое общественное здание или дворец в столицах мира! Автор фото - Елена Стукалова.

Найдите , пожалуйста, возможность не только их сохранить (отреставрировать или перенести мозаики в другое место), но обязать хозяйственников ввести в свои структуры людей, ответственных за сохранение этих и других подобных объектов. А если где-то невозможно такие павильоны сохранить, то заменить их на подобные же сооружения , которым придаются черты не просто «остановки», а художественного объекта (да, «стеклянные» павильоны смотрятся хорошо, аккуратно и отвечают современным нормам безопасности, но почему бы их не сделать с «крымским» лицом, с мозаичной стеной, а не «как у всех»?).

Это не просто восхитительная ручная работа мастеров, но очень светлая, позитивная картина, вызывающая исключительно радостные эмоции, так нужные всем нам сейчас!  Фото с сайта Crimeamosaic.ru
Это не просто восхитительная ручная работа мастеров, но очень светлая, позитивная картина, вызывающая исключительно радостные эмоции, так нужные всем нам сейчас! Фото с сайта Crimeamosaic.ru

Возобновите и развивайте традицию украшения крымских дорог статуями, барельефами, мозаиками, фонтанами: почему символом Крыма должно быть одно Ласточкино Гнездо?! Сохраните старые символы и создайте новые!

К сожалению, пока что, находясь не под охраной, гибнут от рук варваров в том числе и уникальные крымские придорожные фонтаны, о чем я тоже писал:
Ограбление истории Крыма: близ Алушты уничтожен уникальный фонтан-источник.
Художник Victor Fecit1 июля 2023

И Крым - это не только Южный берег: в конце концов, замечательная, но безликая трасса «Таврида» и новые скоростные дороги могут и должны быть оживлены монументальными художественными формами хотя бы на остановках для отдыха водителей.

В Крыму масса творческих людей! Обратитесь к ним с призывом помочь: это будет с готовностью поддержано!
В кои века не «народ» обратится к «власти» за «помощью», а «власть» к «народу»!

Пожалуйста, не опасайтесь ворчунов, которые скажут, что вы «наваяли» что-то новое и непотребное: Эйфелеву башню тоже сначала осуждали за «пошлость» (а теперь даже в Ялте зачем-то стоит её убогое подобие: кстати, что, своих «эйфелей» в Крыму нет и лучше поставить плохую копию гордости французов, чем оригинальное сооружение крымчанина ?).

Призовите к смелым экспериментам творческих личностей ( в Крыму художников уже больше, чем людей, сдающих жилье курортникам) и предложите им отдать свои идеи на безвозмездной основе, если речь идет об экономии: вас многие из них поймут.

ВАЖНО:

я веду речь не о пресловутых граффити на стенах, а о более соответствующих духу и традициям Крыма мозаиках и барельефах, скульптурных композициях.

Взовите к творческим людям не только Крыма, но и России: я уверен, что многие будут рады БЕСПЛАТНО дать свои идеи по оформлению и размещению своих инсталляций, статуй, панно на дорогах Крыма только за честь подписать их своим именем: вас тогда никто не обвинит в «келейщине», «кумовстве», что вы отдали «подряд» «своему» человеку.

Говорю это с уверенностью потому, что у самого есть несколько статуй, инсталляций и символистских картин, находящихся сейчас в частном арт-пространстве, но сюжеты которых можно масштабировать и сделать украшением обычной остановки автобуса как в степном Крыму, так и в курортной зоне и я с радостью передам свои идеи в дар обществу!

Мне что-то подсказывает: за сохраненные и приумноженные художественные объекты на дорогах Тавриды, которые можно и нужно сделать таким же «брендом», как «Московское метро», люди скажут вам спасибо и сохранят в веках ваши имена.

ОПУБЛИКОВАНО ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА ИМЯ АКСЕНОВА С.В., которое можно подписать: