На многих фестивалях исторической реконструкции можно встретить эту игру, да и у нас в коллекции тоже. Она вполне старинная, но есть проблема с датировкой.
Различные сайты и блоги уверяют нас в том, что эта настолка появилась где-то в XV веке. Можно встретить утверждения, что и ранее. Обычно приводятся картинки людей играющих в кости.
Мы так давно в неё играем, а задор и азарт вполне отвечает стереотипному «средневековому» духу, что сомнений не было в её происхождении.
Но недавно, когда игр и материала о них у нас стало больше, мы провели работу над ошибками и выяснилось, что всё совсем не так как мы представляли.
Одной из первых досок, которая попадается под названием «Глюкхауз» является доска из Национального Музея Баварии. Доска датирована 1582-1583 годами и мы её хотели сделать, а потом начали рассматривать.
Обратите внимание, что расположение фигур и подписи сильно отличаются от традиционного «Глюкхауза».
Для понимания вопроса в дальнейшем, приведем те правила, по которым чаще всего играют сейчас:
Игровое поле представляет из себя цифры, римские или арабские от 3 до 11. 2 рисуется как свинья, 12 как король, 7 – называется чаще всего «Свадьба».
Игрок бросает две шестигранных кости и ставит монету на выпавшее значение. Если значение уже закрыто монетой – игрок её забирает.
Если выпадает 12 – игрок забирает всё. «Король забирает всё!».
Если выпало 2 – игрок забирает всё кроме монет на 7.
7 – игрок сюда монеты только кладет, на Свадьбе копится банк.
Есть ещё вариант где значение 4 – пропуск хода, но это опционально.
Играть в эту штуку весело. А теперь нюанс…
На баварской доске другие изображения и другие значения.
Например персонаж с подписью «O» и персонаж с подписью «U».
U – это унтер в картах немецкого стиля, O – это оберст. Оберст условно соответствует Даме, Унтер — Валет.
Прочитав описание этой доски, мы установили, что она предназначалась для другой игры. Скорее всего, аналога карточной игры Пох (Pochspiel). Мы о ней как-то упоминали.
Это динамичная азартная игра, в которой доска применялась как поле для ставок.
Итак. Экспонат из Баварского музея – это не «Glückshaus»…
Но где же наша любимая игра XV века?
Поиски привели нас к следующим вопросам.
Glückshaus – когда появляется слово?
В переводе с немецкого Glückshaus – Дом Счастья. И да, часто эту игру рисуют как дом. Но это в наши дни.
По отношению к игре это слово встречается не ранее второй половины ХХ века (если конкретно, то в 1963 году — об этом чуть позже). В середине XIX века это слово означает «счастливую семью», к настольной игре отношения не имеет.
Но как так получилось, что именно этот термин прижился?
На чем играли?
Западные специалисты, в частности Йонас Рихтер (который написал об этой игре обширную статью), выделяют такое понятие как «Игра в семерку» (мы его будем использовать и далее как наиболее правильное с нашей точки зрения).
Под ним подразумевается разлинованная доска с секторами от 2 до 12 (или от 3 до 11). Это целая категория азартных игр, в которых используется игральная кость, или в более позднее время двенадцатигранный волчок.
В XVII-XVIII веках такие игры встречаются в деревянных наборах (шахматы, трик-трак, мельница и т.п.). Некоторые из них представлены в частных коллекциях, другие выставлены в ряде музеев.
Особенность игровых наборов заключается в том, что часть элементов регулярно ремонтировалась или дополнялась новомодными играми в соответствующем стиле.
Сам набор мог быть выполнен в виде стола, сундучка или шкатулки.
Обратим внимание, что такие доски чаще всего встречаются в землях с немецким населением.
Термин «Глюкхауз» для обозначения этих игр не использовался. Чаще упоминается понятие Die lustige Sieben – что-то вроде «Веселая семерка».
Самая старая доска – артефакт несколько спорный.
Эта двусторонняя доска упоминается у Георга Химмельхебера, немецкого историка искусств, в его книге 1972 г. посвященной различным играм.
Последние датировки предмета около 1475 – 1525 года. На ней мы видим изображения кружков с цифрами, комбинации костей, вожделенную семерку в поле с чашей, но…
Расположение и обозначения говорят о том, что это другая игра. Мы видим на стороне с цифрами какие-то знаки + и -, на стороне с костями аж два раза встречается сочетание 4Х4. Что-то тут не так.
И самое главное. Нигде нет и тени понятия «Дом Счастья» или правил. Что это за игры непонятно.
Сам Химмельхебер предполагал, что это некие поля близкие к игре Poch, так же как в случае с расписной Баварской доской.
Откуда мы знаем правила?
Самые старые правила похожие на «глюкхауз» присутствуют в трактате Palamedes Redivivus. Вещь весьма популярная, несколько раз переиздавалась. Первое издание 1678 год, но только в издания 1730-х годов встречается «игра для выпивки», похожая на предмет нашего повествования под названием Das Böse-Sieben-Spiel (можно перевести как «Злая Семерка»).
Правила примерно следующие:
Игровое поле от 2 до 11. Бросаем два кубика. Если выпавшее число не занято, то ставим монету, если занято, то снимаем с него монету. Игрок выбросивший 12 забирает все деньги, игрок выкинувший 7 – выпивает бокал пива или вина.
Так как 7 на двух шестигранных костях выпадает чаще всего, можно представить, что это было за развлечение.
Мы имеем описание различных вариаций игры такого типа, но выпивка в них являлась скорее сопроводительным элементом, а азарт и жажда наживы, всё таки, был главным.
Как выглядели игры в Семерку?
Ещё одной составляющей «Игр в семерку» являются яркие картинки и оформление — короли, свинья, свадьба.
В случае ранних игральных досок оформление, прямо скажем, небогатое.
Всё изменил печатный станок и вообще развитие настольных печатных игр.
В XVIII веке уже не надо было расписывать доску, достаточно было за гроши приобрести листок и можно смело метать кости. В разных странах упражнялись в сочинении правил и это, конечно, касалось не только «Семерки».
Сверхпопулярной игрой во Франции к концу XVIII началу XIX века была Jeu du Juif – Еврейская игра.
В то время Европа не отличалась современной толерантностью и фигура Еврея как жадного дельца была понятна всем, поэтому на поле с цифрой 7 восседал этот персонаж и если вы выкидывали на кубиках 7, то деньги уходил в «банк», если выбрасывали 12, то забирали с поля всё.
В дальнейшем правила почти не менялись, добавлялись только некоторые вариации.
«Семерка» проста и увлекательна. В той или иной форме она проживет до ХХ века и далее…
Как же так вышло?
Всё оказалось достаточно просто.
Широкое хождение «Глюкхауз» как обозначение Игры в Семерку получает с легкой руки Эрвина Глоннеггера (Erwin Glonnegger) - человека-легенды, создателя множества настолок и головоломок немецкого стиля.
Путаница началась в 1963 году, когда герр Глоннеггер сделал набор для компании Ravesburger, вернее книгу правил. В него вошли «средневековые» игры – шахматы, мельница, пресловутый Глюкхауз и даже Людо. Более 30 штук. Большая их часть была просто стилизацией. Игровые поля оформлены в стиле доски из Баварского музея и других «средневековых» артефактов.
Оригинальные обозначения были заменены на цифры из игровой традиции Семерки (Ravensburger и другие немецкие компании уже публиковали эту игру и ранее, в более обыденном оформлении). Опять же, как и в случае с игрой «Кубб» мы имеем хороший коммерческий ход, который позднее в эпоху блогов и социальных сетей перекочует в сообщество реконструкторов как на Западе, так и в России.
ИТОГ:
Термин Glückshaus – относится к игре 60-х годов, её более ранние аналоги появляются в конце XVII века. Игры интерпретируемые как глюкхауз – скорее всего являются либо доской для ставок к карточным играм типа «Пох», либо некими играми правил которых мы не имеем.
Вот такая история!
В статье использованы:
Jonas Richter. The Game of Seven: Glückshaus and Related Dice Games. Board Game Studies Journal 13, pp. 67–97. 2019.
Georg Himmelheber: Spiele. Gesellschaftsspiele aus einem Jahrtausend. München: Dt. Kunstverlag 1972, S. 145–148
И как всегда всесильный Google!