Найти тему
На Крестовском

7 дизайнерских стульев, ставших классикой

Оглавление

Стул — простой и сложный объект одновременно. Свои вариации на тему стула ежегодно представляют дизайнеры в самых разных уголках планеты. Но лишь некоторые образцы становятся истинными иконами стиля.

Стул Cesca: прочность и комфорт

Стул, созданный дизайнером и архитектором Марселем Бройером, с конца 1920-х годов был одним из самых популярных массовых предметов мебели. Сам Бройер был выпускником художественной школы Баухаус и стремился к созданию предметов обихода, доступных для людей с ограниченными доходами. Предмет мебели должен был создавать комфорт для человека, иметь элегантный вид и не портить здоровье — эти критерии были для Марселя Бройера основными.

Источником вдохновения для простой и универсальной формы стула Cesca стал мотоцикл. Когда он принес в дом свой первый байк, его удивило сочетание прочности и комфорта в его конструкции. Бройер понял, что трубчатая рама может служить отличной несущей основой не только для велосипеда или мотоцикла. Так появился Cesca Chair. Создатель назвал свое детище в честь приемной дочери. Один из самых старых стульев Cesca, дошедших до наших дней, сейчас хранится в Музее современного искусства на Манхеттене.

Стул-тюльпан от Ээро Сааринена: одной ножки достаточно

Eero Saarinen Tulip Chair, он же стул в форме тюльпана, был продемонстрирован широкой публике в 1955 году. Автор шедевра — Ээро Сааринен, американский художник и архитектор. Он впервые обратился к вопросу создания идеального стула в 1940 году. Вместе с Чарльзом Имсом Сааринен создал кресло с низкой спинкой из формованной фанеры, занявшее 1 место в конкурсе «Органический дизайн в домашней мебели».

Затем дизайнер стал партнером мебельной компании Knoll, которую основала его знакомая Флоренс. Сааринен придумал заменить квартет ножек на одну не случайно. Маэстро раздражало обилие ножек у стульев, ему хотелось внести ясность и простоту в этот «запутанный и беспокойный мир». Стул с одной ножкой одновременно напоминает о цветке тюльпана и о винном бокале. С 1957 года оригинальные Tulip Chair производит компания Knoll, основанная подругой Сааринена Флоренс.

Стул Вернера Пантона: звезда гламура

Panton Chair можно назвать алтарем классического дизайна. Вернер Пантон передал в его пышной и игривой форме духа 60-х и создал настоящую легенду кинолент и обложек модных журналов.

Panton Chair — первый в мире пластиковый стул. Пилотная серия в 150 экземпляров была изготовлена в 1967 году из полиэстера холодного прессования, армированного стекловолокном. Однако первая технология производства была дорогостоящей и требовала доработки. Полиэстер заменили на жесткий пенополиуретан от Bayer и с 1968 началось массовое производство дизайнерского предмета мебели в разных цветах.

По сей день Panton Chair является одним из самых оригинальных дизайнерских предметов мебели. Его часто подделывают, причем стоимость копий втрое меньше цены оригинала. Есть весомый аргумент в пользу покупки настоящего Panton Chair: оригинальные винтажные стулья пользуются спросом на аукционах и могут в будущем принести своему владельцу неплохую прибыль.

Вернер Пантон всю жизнь был фанатом инновационных технологий и материалов. В 2018 году, в честь своего 50-летия, компания Vitra выпустила две новые версии культового предмета: Panton Chrome и Panton Glow.

Кресло Платнера: королевское изящество

Уоррен Платнер стал преемником Сааринена и также сотрудничал с компанией Knoll. Уроженец Балтимора, Платнер в 1941 году закончил Корнеллский университет по специальности «архитектура» и сразу стал работать у лучших. Он сотрудничал с мастером промышленного дизайна и первым значимым дизайнером XX века Раймонда Лоуи и у американского архитектора Юймина Пея (автор прогрессивных проектов, базирующихся на сочетаниях простых форм).

При создании Platner Arm Chair дизайнер ориентировался на декоративный и изящный дизайн, корнями уходящий в эпоху Людовика XV, при этом придерживался рациональности. Платнер решил, что не нужно отделять опору от объекта, и создал предмет мебели, поддерживающий и дополняющий сидящего человека.

Обеденный стул, он же стул для гостей Platner Arm Chair стал иконой дизайна в стиле модерн. Изготавливали это изящное изделие путем приваривания изогнутых стальных стержней к круглым и полукруглым рамам. В конструкции кресла рамы одновременно служат несущими элементами и украшением.

Кресло-яйцо от Арне Якобсона

Датчанин Арне Якобсон добавил в терминологию мирового дизайна понятие «датский функционализм». В своих работах он одним из первых стал обращаться к эргономике человеческого тела. Первым ремеслом, которое освоил будущий маэстро, была профессия каменщика. Благодаря трудолюбию и природному таланту он получил грант на обучение в датской Королевской Академии искусств по специальности «промышленный дизайн». Уже на первом курсе его работа Paris Chair из ротанга была удостоена второго места на конкурсе, проводившемся в рамках Парижской выставки 1925 года.

Якобсон создал знаменитый стул-кресло Egg chair для отеля Radisson SAS в Копенгагене. В массовое производство дизайнерские кресла не пошли: впоследствии была выпущена лимитированная серия стульев в форме яйца для коллекционеров. В 1958 году стоимость каждого экземпляра составляла около 60 000 долларов.

Кресло в форме яйца обладает двумя важными чертами: кокетливая мягкость и сексуальность формы сочетается с возможностью уединения. Попробуйте присесть: вы обнаружите, что вокруг вас словно появляется уютный кокон, защищающий ваше личное пространство от посторонних посягательств.

Стул-привидение: абсолютная прозрачность

Филип Старк — знаменитый дизайнер и шоумен в одном лице, учился в Париже, в 18 лет открыл собственную фирму, в начале карьеры сотрудничал с Пьером Карденом, занимался проектированием мебели и предметов обихода. Когда он основал дизайнерское бюро, к нему выстроилась очередь из частных лиц и международных компаний, желающих воспользоваться услугами яркого маэстро. Работы Старка отличаются узнаваемым стилем, в котором технологичность сочетается с иронией.

Стул Старка, созданный по заказу итальянской мебельной компании Kartell в 2002 году, мгновенно стал классикой дизайна. Позже модельный ряд Louis Ghost пополнили табурет и версия для детей. Источником вдохновения был простой стул с мягкой обивкой, популярный при короле Людовике XVI. Версия Старка, в отличие от прообраза, имеет монолитную структуру без винтов и крепежа, что подчеркивает элегантность изделия. Помимо стильной внешности, Louis Ghost Chair обладает важными практическими достоинствами. В его конструкции нет слабых мест, его можно использовать на улице и хранить штабелями.

Wiggle Side Chair: теперь и из картона

Фрэнк Оуэн Гери — знаменитый архитектор, работавший в стиле деконструктивизма,. обладатель Притцкеровской премии за проект Vitra Design Museum. Он работал над такими легендарными зданиями, как Louis Vuitton Fondation, Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Бильбао), Концертный зал Уолта Диснея. Появление Музея Гуггенхайма стало первой ласточкой зрелищной архитектуры нулевых, в которой имя архитектора стали значить очень многое, а иногда все.

Кресло Wiggle входит в серию мебели Easy Edges, которую дизайнер разработал в 1972 году. Все 14 предметов мебели в этой коллекции изготовлены из гофрированного картона. Благодаря наложению слоев и склеиванию Фрэнк Гери получил прочный и долговечный материал с уникальными скульптурными и сенсорными качествами. Кресло Wiggle интересно не только тем, что выполнено из гофрокартона, но и запоминающимся дизайном с плавными линиями. Интересный факт: поверхность стула со временем становится похожей по текстуре на замшу.