Знаете, о чем я подумал в первую очередь, когда прочитал на «Православие.ру» статью данную?
Что вот эта история с туалетной бумагой – это не дурачество вовсе, а что-то гораздо худшее, то, что едва заметно.
После Нового года я начал чтение книги Николая Онуфриевича Лосского «Бог и мировое зло», - труды этого автора я полюбил еще будучи студентом семинарии.
Так вот между прочим, в одном из разделов этой книги, автор дает характеристику враждебным Богу и Царству Божию демонам, которые неустанно и неукоснительно «изощряются в способах отклонения нас от нормальной эволюции». Об этом он пишет следующее:
"есть существа, гордыня которых так велика, что они не переносят мысли о существовании Бога, безмерно превосходящего их своим величием и совершенством. Желая занять место Бога, они вступают в соперничество с ним в уверенности, что Бог неправильно сотворил мир, что Он неблаг и несправедлив и они призваны исправить творение его. В борьбе с Богом они постоянно терпят крушение, проникаются ненавистью к Богу и к Божественному добру и начинают жить хулою на Духа Святого. Такова природа сатаны и всех пособников его. Их главная задача разрушать везде добро, соответствующее воле Божией, чтобы строить мир соответственно своему плану".
Я считаю, что именно этим объясняется любой кощунственный поступок, издевка, глумление, протест или еще что-то в этом роде в отношении Священного – подспудной внутренней (может даже и не всегда осознаваемой носителем) «ненавистью к Богу и к Божественному добру» - а не банальным лишь чистосердечным желанием «прикольнуться».
Причина же этой ненависти самая напрасная «Возненавидели Меня напрасно» (Пс.68, 5), то есть необоснованная, поскольку Господь совершил и совершает перед взорами и среди людей то, что «никто другой не делал» (Ин. 15.24), и что заслуживает бесконечной благодарности со стороны человека – и потому рождается эта ненависть, по толкованию свт. Феофилакта от «одной только злобы, а не от иной причины».
Той злобы, которая, по Фоме Аквинскому, возникает от «следствий», то есть действий Бога, «противных неупорядоченной воле» человека, «например, наложения наказания и запрета греха в соответствии с божественным Законом». «Эти и подобные им следствия, - пишет католический святой, - противны испорченной грехом воле, и с такой точки зрения Бог может быть объектом ненависти некоторых постольку, поскольку они рассматривают Его как запрещающего грех и налагающего наказание» ("Сумма теологии". Т.VII).
Поэтому, все гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
В своих дневниках архиепископ Никон (Рождественский) писал: «Для христианина нет мелочей, нет вещей и понятий безразличных; для него апостольское правило: "вся благообразно и по чину да бывают" (1Кор. 14, 40) – распространяется не только на область жизни, но и на область мысли и слова».
Несколькими цитатами из «Моих дневников» упомянутого архипастыря, пожалуй, и закончу свои размышления на данную тему.
«Да и мелочи ли это, например: в местной газетке читаешь объявление, что на «преподобном Зосиме или Савватие будет увеселительная прогулка с танцами» и т.п.? Назовите пароход «Зосимою» просто – куда ни шло, на свете Зосим немало, а то ведь «преподобный». Разве не больно отзываются в сердце такие объявления? Разве не вызывают иногда шуток, граничащих с кощунством? И это ли мелочь? <…> Я помню, когда-то были стальные перья с изображением Распятия, теперь появляются и галоши, и папиросы с изображением креста Господня на Императорском гербе. И это – все мелочь? А таких мелочей не перечтешь – так их много! Невольно думаешь, что все это делается нарочито, по подсказу врагов веры Христовой… делается чаще всего бессознательно, но те, которые вводят такую «моду», знают свое дело и сознательно идут к своей цели».
«Но обращаюсь к «мелочам». Кому не попадали на глаза открытки со священными изображениями? Да, как-то писали в газетах, что они запрещены, а между тем, и теперь их можно достать сколько угодно. Место ли изображению лика Христова или Богоматери на бланке для открытого письма? Всякому понятно, что если бы даже не лик Господень, а просто – ваш портрет был испачкан штемпелями, то вам было бы обидно».
«В иллюстрированных журналах нередко можно видеть на одной странице изображение Богоматери, а на другой – какой-нибудь актрисы… думаете ли вы, что это – спроста, случайно? Увы, я не думаю. Какая-то непримиримая, хотя и трудно уловимая вражда к Церкви, ко всему, что благоговейно чтит христианин, носится в воздухе, сказывается в печати, чувствуется даже в житейских отношениях».
«И много-много таких «мелочей» приходится замечать, и равнодушно относимся мы к ним. А совесть-то все же говорит: не согрешаем ли мы и пред Богом, и пред святою Русью таким равнодушием?..»
Друзья, подписывайтесь на этот канал, чтобы не пропустить новые публикации!