Книга британского социолога Пола Уиллиса, написанная в 70-х годах прошлого века, является научным исследованием, цель которого – найти ответ на вопрос: почему дети из бедных семей, даже самые талантливые, зачастую не пытаются выйти на более высокий социальный уровень. Почему классовая структура общества сохраняется и воссоздается из поколения в поколение, и какую роль в этом играет школа. Уравнивает ли школа жизненные шансы людей, дает ли всем равные возможности для продвижения по социальной лестнице или напротив, образовательная система служит для сохранения неравенства в обществе?
Да, есть целое направление в западной социологии, которые доказывает, что школа не развивает детей, а лишь сохраняет статус-кво. Иначе говоря, если в один класс посадить ребенка из богатой и образованной семьи и сына бедняка, то на выходе каждый останется при своём. Школа никак не повлияет на то, чтобы ребенок из бедной семьи захотел и смог поступить в вуз.
Исследование проводилось в небольшом промышленном городке в центральной Англии. На протяжении трех лет Уиллис наблюдал за учениками и провел с ними, их родителями и учителями много бесед.
Особое внимание уделялось «плохишам», тем, кто даже не пытался хорошо учиться и изначально был ориентирован на тяжелую работу в будущем. Оказалось, что у этих ребят свои представления об успешности. Непривлекательная карьера не рассматривалась ими как жизненное поражение. Скорее они видели в ней «познание настоящей жизни», возможность самоутвердиться и бросить вызов обществу.
Среди «плохишей» есть самые большие «плохиши», которые бросают вызов обществу уже в старших классах: грубят учителям, хулиганят, дерутся, курят. И рассматривают это как доблесть, а тех, кто хорошо учится, глубоко и искренне презирают. Умственный труд представляется им не мужским, «не настоящим» делом. (И, обратите внимание, отличники и интеллектуалы часто изображаются в массовой культуре в виде хилых очкариков!)
Так вот, у этих ребят полностью отсутствует понимание того, что школа и полученные в ней знания как-то могут быть связаны с их материальным благополучием в будущем. Они рассматривают работу, как источник заработка в привычной для себя среде и не представляют, что работа может приносить удовольствие и радость. Радость и удовольствие они видят в общении с товарищами, внерабочей деятельности. Поэтому и к учителю не относятся как к источнику знаний, а пытаются его компрометировать, сделать смешным в глазах одноклассников.
Один из выводов, к которым приходит автор: эти установки у большинства ребят формируются еще до школы, в семье.
Приходя в первый класс, дети уже находятся в неравном положении: кем-то в семье занимались, читали книжки, водили в кружки. А кем-то – нет. И как это странно не звучит, стратегически путь развития ребенка, его карьера, его будущее этим уже определены. И выйти за рамки практически невозможно. (Конечно, исключения бывают, но они, как известно, лишь подтверждают правила).
Конечно, исследование Уиллис проводил почти 50 лет назад и в другой стране, за это время многое изменилось. Большинство выпускников школ сейчас выбирают поступать в вуз или колледж, мало кто собирается устраиваться на неквалифицированную тяжелую работу. Но вот то, будут ли они искать вуз и соответственно работу по душе или отнесутся к ней, как к чему-то тяжкому «от звонка до звонка», но необходимому – зависит от родителей. Научим ли мы их мечтать, стремиться к высокой цели, и добиваться её – или нет? Причем, что очень важно, надо успеть сделать это еще до школы.