В ночь на 1 сентября 1943 года радиолокационные станции Московского фронта ПВО и посты воздушного наблюдения зафиксировали полет странного самолета, опознанного как бомбардировщик В-25 «Митчелл». Такие поставлялись в СССР по ленд-лизу и состояли на вооружении ВВС Красной армии. Цель прошла южнее Серпухова – севернее Каширы – южнее Коломны – западнее Рязани – в районе Михайлова развернулась и ушла на юго-запад – на немецкую территорию. А на рассвете прямо к отделу контрразведки СМЕРШ Брянского фронта, который находился в городе Плавск (Тульская область), подошли два подростка. Они были одеты в поношенные гимнастерки и брюки, а в руках они несли парашюты. Мальчики подошли к изумленному часовому и велели немедленно их пропустить, потому что они – немецкие агенты и пришли сдаваться! Потом они достали их своих торб замаскированную взрывчатку. 15-летний Михаил Кругликов и 13-летний Петр Маренков (первый был родом из Белоруссии, второй из Смоленской области) поведали поистине сенсационную историю о том, что они обучались в немецкой диверсионной школе вместе с 28 ровесниками и имели задание устраивать диверсии на железных дорогах.
Выяснилось, что в начале 1943 года в Абвере созрел «коварный» план под названием «Bussard». Из подростков в возрасте 12 – 16 лет, завербованных на оккупированной территории, была сформирована группа претендентов. Немецкие «педагоги» внимательно изучали биографию этих детей, отдавая приоритет воспитанникам детских домов. Они считали, что в этих учреждениях царили очень жестокие нравы (сильные отнимали еду и одежду у слабых, унижали и издевались над ними), поэтому-же это был идеальный контингент для воспитания малолетних нацистских фанатиков. Завербованным детям предлагали сытую жизнь и приключения, хорошие награды в случае, если они выполнят миссию для Третьего Рейха. Кандидаты проходили жесткий отбор и психологическое тестирование, по итогам которых сформировали группу численностью 30 человек, которую обучали в изолированном от внешнего мира охотничьем имении, находившегося в 35 километрах от города Кассель (Южная Германия). Дальнейшие тренинги состояли из экскурсий по немецким городам, заводам и фермам, изучения достижений национал-социализма, учения фюрера. В случае успеха операции немцы планировали продолжить перевоспитание русских подростков, выращивая из них верных слуг Рейха. Самой сложной частью подготовки было обучение прыжкам с парашютами. Но нацистам удалось обучить этому даже 12-летних детей!
Когда подготовка группы была закончена, подросткам озвучили планы их будущих заданий. После доставки на самолете в советский тыл, они должны были пробраться к железнодорожным станциям и бросать в тендеры паровозов специальную взрывчатку, замаскированную под каменный уголь. При попадании в топку происходил полный разрыв и разрушение локомотива. При этом немцы считали, что дети, одетые в лохмотья, не привлекут внимание советских спецслужб и милиции и они смогут свободно перемещаться по стране. А в случае обыска малолетний агент должен был сказать, что это уголь для розжига костров и приготовления пищи. Каждый подросток получил торбу с тремя кусками взрывчатки, запас еды и 400 рублей денег. Для возвращения к немцам они были снабжены письменным паролем на немецком языке: «Спецзадание, немедленно доставить в 1-Z». Он был упакован в тонкую резиновую оболочку и вшит в полу брюк. Кругликов и Маренков рассказали, что первая группа в составе 10 человек была выброшена еще 29 августа в районе Старицы. А они спрыгнули с того самого загадочного самолета, внешне похожего на американский бомбардировщик. Подростки сообщили, что вылет осуществлялся с аэродрома Орша, а самолет был двухмоторный.
Тем временем остальные агенты тоже один за другим приходили в органы власти и сдавались. Очень быстро сенсационную новость о детях–шпионах сообщили Иосифу Сталину. После победы под Курском вождь находился в хорошем настроении и отнесся к ней с юмором. Видать совсем Гитлер до ручки дошел, раз детей стал вербовать! Сталин приказал собрать всех подростков и отправить их в ремесленное училище. В итоге большая часть не состоявшихся «диверсантов» была распределена в детские исправительно-трудовые лагеря до достижения совершеннолетия. Некоторые из них потом прожили вполне счастливую и долгую жизнь. Отметим, что озвученная сумма в 400 рублей в действительности была копеечной (на пару буханок хлеба на «черном» рынке). Этот факт говорил о том, что нацисты все же рассматривали большинство подростков как расходный материал. Однако у детей, выросших в детдомах, подвергшихся длительной идеологической обработке, хватило ума вместо выполнения не сложного (как казалось) задания пойти в органы и все честно рассказать. Чего не скажешь об отдельных представителях нынешней молодежи, выросших в куда более комфортных условиях и соглашающихся за 20 тыс. рублей поджигать релейные шкафы…
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев