Найти тему
Сеть трасс Автодор

65 лет назад началось серийное производство ГАЗ-13 «Чайка»

16 января 1959 года на Горьковском автомобильном заводе стартовало серийное производство, пожалуй, самой красивой машины в СССР – ГАЗ-13.

Ей дали имя «Чайка», которое, по заводской легенде, имеет следующее логичное объяснение. Представьте себе Волгу (реку). Кто над ней летит? Чайка. Вот и у нас – «Волга» (машина), а над ней, по старшинству – «Чайка».

Один из эскизных вариантов. Борис Борисович Лебедев, 1956 год
Один из эскизных вариантов. Борис Борисович Лебедев, 1956 год

«Чайку», автомобиль взамен ЗИМа, предназначенный для номенклатуры, никогда не продавали в частные руки. Машины работали в обкомах, министерствах, а обычный гражданин мог прокатиться в ГАЗ-13 только в статусе… жениха. Или невесты – машины обслуживали ЗАГСы.

Кстати, еще несколько автомобилей работали на Мосфильме. Им приделывали площадки для операторов и оттуда снимали снимали сцены в салоне автомобилей. Ну, знаете, когда главный герой ведет машину, смотря исключительно на главную же героиню…

Источник: ГАЗ
Источник: ГАЗ

«Чайка» была очень современной, даже прогрессивной конструктивно и… стремительно устаревающей внешне. Ну конечно, ее делали с оглядкой на американские модели аэрокосмического дизайна, только в 60-е он уже выше из моды, а наш ГАЗ-13 выпускали до 80-х. Так что название «старая Чайка» ей можно было давать с самого начала.

Это ничуть не умаляет заслуг дизайнеров и стилистов – они сработали в стиле ретро. И кстати, на фоне «волг», москвичей и жигулей «Чайка» всегда смотрелась солидно и помпезно – этакая сталинская высотка на фоне блочной 9-этажки.

Но вернемся к конструктиву. Полностью алюминиевый двигатель, на который не решился тогда еще почти никто в мире, выдавал 190 сил. На его основе потом сделали грузовую «восьмерку» для ГАЗ-53 – так что агрегат дожил до наших дней. Автоматическая коробка, электрические стеклоподъемники, 4-камерный карбюратор, панорамное стекло, противотуманные фары – все это впервые появилось в серии на «Чайке».

Кстати, следующий в иерархии представительских машин ЗИЛ-111 был сделан очень похожим на Чайку (что не удивительно, учитывая единый исходный стиль и следовавшего ему дизайнера Льва Еремеева, который работал над обоими проектами). Близкое сходство не слишком понравилось наверху и в начале 60-х ЗИЛ модернизировали. Он стал безликим, а Чайка окончательно полюбилась всем, кто ее когда-либо видел, или, если повело, то и ездил.

Чайку делали долго, но понемногу – до 150 машин в год. Ныне сохранившиеся экземпляры можно встретить на выставках и в музеях и порадоваться красоте нестареющей старой Чайки.

С юбилеем!