Ангарский маньяк Михаил Попков получил 10 лет колонии по очередному делу по факту трёх убийств, произошедших в период с 1997 года по 2003 год. Это уже четвёртый приговор на счету душегуба, до этого приговоры выносили в 2015, 2018 и 2021 годах. В общей сложности на руках Попкова кровь 86 человек, и это только доказанные случаи. Новые эпизоды добавляются по мере развития технологий и, в частности, улучшению экспертизы ДНК.
Кроме того, как заявляют эксперты, у уголовников есть свои представления о том, какой должна быть слава, и часто они уже после заключения начинают «вспоминать», что творили на свободе.
Так, в разговоре с журналистами издания «360» судья в отставке и судебный юрист Владимир Комсолев отметил:
— Он хочет превзойти таких маньяков, как Андрей Чикатило, поэтому называет новых жертв и увеличивает свой «послужной список». У преступников свой мир и взгляд на эту жизнь: у них есть кумиры и определенные цели.
Рассказываем больше об очередных подтвердившихся случаях и вспоминаем ужасную историю самого кровавого маньяка в истории России и СССР, орудующего в Иркутской области с 1992 по 2010 год.
В деталях помнил, что было надето на жертве, но не помнил имени
В 2023 году 22 ноября Ленинский районный суд Иркутска признал Виктора Попкова виновным в трёх убийствах, о них он сообщил сам, написав чистосердечное. До этого все три расправы оставались без подозреваемого, поскольку по горячим следам раскрыть дела не получилось.
Жертвами были три женщины, убитые в 1997, 1998 и 2003 годах. Потерпевшие встретили своего убийцу на остановках общественного транспорта, откуда тот предлагал их подвезти или просто провести вместе время. Поездка заканчивалась в безлюдном месте, где он лишал женщин жизни с особой жестокостью. Двоих нашли на берегу реки Ангара, при этом тело одной было обожжено. Третья получила множественные удары ножом в районе Ново-Ленинского кладбища.
Эту историю и услышали следователи, которые после сравнили показания с материалами существующих «висяков» и убедились в правдивости сказанного.
Имена маньяк даже если и спрашивал, то не запоминал, зато отлично помнил, что из одежды и украшений было на его жертве в злополучный день. Многое из ценных вещей он уносил с собой, чтобы выручить денег.
Ангарский маньяк называет себя чистильщиком, мол, он творил благое дело — избавлял общество от девушек лёгкого поведения. Впрочем, убитые три женщины вели вполне благопристойный образ жизни, например, одна из них работала в детском саду, двое других воспитывали детей, которых на данный момент также признали потерпевшими.
На суде душегуб отказался говорить, спокойно прослушав данные им ранее показания, которые зачитал вслух прокурор. Всё сказанное Попков подтвердил и отказался от последнего слова.
Несмотря на то, что по факту убийств прошло более 15 лет, а значит, срок их давности истёк, прокурор попросил суд не освобождать преступника от ответственности за содеянное ввиду «высокой общественной опасности». В итоге Попков получил дополнительные 10 лет колонии особого режима.
И пусть такой приговор может показаться формальностью, зная о назначенных двух пожизненных, всё-таки для родственников и близких убитых было важно знать, что виновный наказан.
Начало страшного пути оборотня в погонах
Преступная активность душегуба пришлась в период с 1992 по 2010 год. Мужчина работал дежурным милиции Ангарска, подрабатывал охранником и могильщиком. Михаил был женат и воспитывал дочку Катю. Знакомые и коллеги знали его как добродушного человека, любящего проводить время в компании и даже называли его Миша-Улыбка.
А между тем этот мужчина был далёк от того образа, который создавал в обществе. Облачившись в форму служителя правопорядка, Миша-Улыбка на милицейской машине разъезжал по области в поисках новой жертвы. Чаще всего ими были молодые женщины от 15 до 28 лет плотного телосложения и ростом около 155-170 см. Особое внимание заслуживали те, кто не просто подходил под описание, но и на момент встречи находились в состоянии алкогольного опьянения.
Насильно он никого не усаживал в автомобиль, а просто останавливался рядом с ничего не подозревающей женщиной и предлагал подвезти.
— Девушка, вас подвезти?
— А давайте!
— Куда поедем?
— Мне без разницы. Кататься.
Мужчина спокойно ехал по дороге, коротал время за разговорами со спутницей, и вот автомобиль сворачивал с трассы куда-нибудь в просёлок. Деревья скрывали их от людских глаз.
То был один из последних летних вечеров, и новые знакомые проводили время на открытом воздухе. С Попковым рядом сидела Ирина Шодоровая, её он вновь и вновь подливал алкоголя, сам же делал вид, что тоже пьёт за компанию. После беседы и крепких напитков пара занимается сексом, а дальше… Что-то толкает Михаила взять топор и нанести несколько ударов по голове Ирины. Тело и вещи он бросает в костёр, это будет единственным разом, когда душегуб так избавится от улик и придаст жертву огню. Далее он будет оставлять убитых на месте, бросая орудие куда-нибудь далеко в кусты или водоём.
Сам приезжал разбираться в своих же убийствах
Дело Попкова бросило тень на репутацию правоохранительных органов Иркутска и области конца XX века. На протяжении 8 с лишним лет служители закона не то что были не в курсе личности душегуба, они даже не могли связать воедино беспрецедентно жестокие убийства на их территории. В общей сложности от правосудия ангарскому маньяку удалось увиливать порядка 18 лет.
На момент первых преступлений следователи то ли не могли увидеть зарождающуюся серию, то ли просто не хотели. Ведь в конце концов признать, что по области ходит опасный маньяк — повод поднять на уши много народа, а ни областному прокурору, ни областному начальнику ГУВД такая нервотрепка не нужна.
Перелистывая историю в самое начало, служащие органов отмечали, мол, придраться к оперативно-следственным мероприятиям по большей части не получится. Да и во всех случаях для расправы были использованы разные виды ножей.
Сегодня, конечно, можно смело говорить о едином modus operandi (образ действия преступника, которые с функциональной точки характеризуют способ совершения противоправных деяний). Если вдаваться в подробности, то ангарский маньяк всегда подбирал будущую жертву на автомобиле, целился в голову при нанесении увечий, использовал орудие с острыми краями. Однако тогда общей характеристики ещё не было составлено.
Примечательно, что в самом начале своей преступной «карьеры» Михаил Попков сам же выезжал на места совершения убийств. В разговоре с журналистами один из друзей-коллег маньяка делился, что однажды выезжал осматривать тело девушки совместно с Михаилом, как оказалось позднее, тот убил её буквально буквально двумя часами ранее.
Не разглядели опасность
В разговоре с корреспондентом «Ленты.ру» государственный советник юстиции третьего класса генерал-майор Валерий Костарев же придерживался мнения, что местные органы просто не уловили связи и допустили развитие серии. К слову, именно Костарев, будучи старшим следователем по особо важным делам, первым объединил несколько убийств, заявив, что это дело рук одного человека. Он же утверждал, что человек этот точно имеет опыт работы в милиции.
Бывший следователь делился, что качество оперативно-розыскных мероприятий по факту произошедших расправ было «вопиюще отвратительным»: сотрудники работали спустя рукава.
— Если же женщина числилась просто пропавшей без вести, в папки были вложены два-три листочка с запросом и ответом на него. Больше трети вещественных доказательств было утеряно — даже не утрачено, а именно утеряно. Все дела о расправах находились у разных следователей, и пересечения в них никто даже не пытался искать, — делился комментарием Валерий Костарев.
Схожее место и обнаружения тел, особенности нанесения ран — всё это не подтолкнуло местных правоохранителей признать, что в городе орудует маньяк.
О маньяке заговорили в газетах, и так дело сдвинулось с мёртвой точки
Об опасности впервые заговорили со страниц федеральной прессы, первая статья об ангарском маньяке вышла в 1999 году. Журналист утверждал, что сотрудники правоохранительных органов просто не желают признавать проблему. Материал вызвал интерес со стороны Генеральной прокуратуры, в итоге были запрошены проверки всех нераскрытых уголовных дел об обнаружении тел женщин в Иркутской области. Ответственным, как было уже сказано выше, был назначен следовать при генеральном прокуроре Костарев.
В то время было известно, что женщин забирали на машине Нива, а чуть позднее по ДНК-материалу, оставленному на месте преступления, было установлено, что сперма принадлежит мужчине с III группой крови. В списки попало 354 человека, именно их пригласили сдать кровь и эпителий на генетику. Попков, как можно догадаться, попал в отбор, но на месте выглядел абсолютно спокойным.
После похода на сдачу анализов, как оказалось, он позвонил адвокату и признался, что его, скорее всего, обвинят в серии убийств. Тот посоветовал покинуть город, что Попков и сделал, уехав сперва якобы в отпуск в центральную часть России, а потом во Владивосток. Везде его сопровождала его семья. Во Владивостоке его и задержали, он пытался уверить правоохранителей, что просто уехал покупать новый автомобиль.
После поимки Михаила обвинили в 22 убийствах и 2 покушениях. После заседания суда в январе 2015 маньяк «уехал» в колонию пожизненно. Однако после оглашения решения Попков сознался ещё в 60 эпизодах насилия и убийств.
С 2014 года следственно-оперативную группу возглавлял Евгений Карчевский, в беседе со СМИ он отмечал:
— Показания он давал поэтапно, восстанавливая в памяти совершенные преступления. Об обстоятельствах рассказывал добровольно, с пафосом и даже смакуя.
Что было причиной убийств?
Спустя время можно говорить о том, что мотивом, который лёг в основу преступной серии стала острая форма женоненавистничества Попкова, что становится ясным хотя бы из того, как гордо он нарёк себя «чистильщиком», который якобы имеет право судить и лишать жизни «падших женщин». Психологи также отмечают, что ангарский маньяк страдает «гомицидоманией», что само по себе является редким расстройством и характеризуется острой и непреодолимой тягой к издевательствам и убийствам.
Согласно некоторым данным, триггером сработала также обстановка внутри семьи. Как оказалось, Михаил однажды заподозрил жену в измене, что повлекло за собой выяснение отношений не только словами, но и кулаками. Сам душегуб делился, что он даже по утрам ходил в комнату проверять, жива ли его жена, не убил ли он её часом.
Жена и ребёнок в конечном счёте не пострадали, но злость за обиду он в полной мере выместил на незнакомках.