Найти в Дзене
Шахтёр

Передаём деньги за проезд!

На канале своего земляка Дремучая Сибирь недавно прочитал статью Медные деньги в СССР. Что ж, мне тоже есть что вспомнить и сегодня расскажу про автобусы. О спичках по цене 1 копейка за коробок как-нибудь в следующий раз. Самые первые автобусы на маршрутах, какие отпечатались в моей памяти, были из времён 50-60-х годов. В салоне около задней двери была специальная сидушка для кондуктора, никто из пассажиров не вправе был её занимать, даже если автобус переполнен. Насколько помню, работали кондукторами женщины среднего возраста, громогласные. По правилам этикета входить в автобус предписывалось в заднюю дверь, а выходить в переднюю. Входишь в салон и вот тебя у задней двери на возвышенной сидушке встречает кондуктор с требованием оплатить проезд. Кстати, у нас в Новокузнецке во времена СССР проезд в автобусе стоил 6 копеек. Может, раньше была другая стоимость проезда, но я помню только шестикопеечные билеты. Этикет этикетом, но пассажиры входили и выходили в те двери, которые оказывалис

На канале своего земляка Дремучая Сибирь недавно прочитал статью Медные деньги в СССР. Что ж, мне тоже есть что вспомнить и сегодня расскажу про автобусы. О спичках по цене 1 копейка за коробок как-нибудь в следующий раз.

Художник: Антон Маренцев. Автобус ЗиЛ-158, 1957 г. Из своего детства я помню эти машины в бело-синей раскраске.
Художник: Антон Маренцев. Автобус ЗиЛ-158, 1957 г. Из своего детства я помню эти машины в бело-синей раскраске.

Самые первые автобусы на маршрутах, какие отпечатались в моей памяти, были из времён 50-60-х годов. В салоне около задней двери была специальная сидушка для кондуктора, никто из пассажиров не вправе был её занимать, даже если автобус переполнен. Насколько помню, работали кондукторами женщины среднего возраста, громогласные. По правилам этикета входить в автобус предписывалось в заднюю дверь, а выходить в переднюю. Входишь в салон и вот тебя у задней двери на возвышенной сидушке встречает кондуктор с требованием оплатить проезд.

Кстати, у нас в Новокузнецке во времена СССР проезд в автобусе стоил 6 копеек. Может, раньше была другая стоимость проезда, но я помню только шестикопеечные билеты.

Этикет этикетом, но пассажиры входили и выходили в те двери, которые оказывались ближе. Да и в переполненном автобусе из задней площадки не попрёшься к передней двери, а в часы пик протиснуться в плотном «монолите» пассажиров попросту было невозможно. Зажмут тебя со всех сторон так, что никуда не сдвинешься и можно за поручни не держаться, всё равно не упадёшь. А бывало и так, будучи ещё ребёнком, зажатым со всех сторон поднимешь ноги и висишь в воздухе. Прикольно!

Ноги опустишь, а... твоё место под тобой уже занято чужими ногами! Одной ногой осторожненько нащупаешь махонькое пространство, а вторую ногу поставить некуда. Так и едешь, стоя на одной ноге словно цапля на болоте, ждёшь, когда на поворотах или ухабах чужие ноги не начнут топтаться, дабы сохранить устойчивый баланс организма. И как только чуть освободилось место для второй ноги, немедля его занимаешь. Чужие ноги потопчутся-потопчутся и вроде как на прежнее место встать, а тут «виг-вам» – занято, теперь ваша очередь цаплю изображать.

И было крайне удивительно, как в этой давке кондукторы умудрялись протискиваться через весь салон автобуса. Народу набивалось плотнее чем селёдки в бочке! Да – на маршруте они сидели на своём сидении у задней двери, но на конечных остановках переходили вперёд и когда автобус трогался в путь, шли назад, обилечивая пассажиров. И тем более было поразительно, что была одна кондукторша с весьма солидной комплекцией, но даже она каким-то невероятным образом умудрялась просачиваться сквозь наиплотнейшую скученность людей. Видимо, на «раз, два – выдох!» с пассажирами менялись местами.

Были у кондукторов специальные сумки, зачастую пухлые от звонкой мелочи. На ремешке с левой стороны трикотажной резинкой крепился рулон билетов. Для бумажных купюр в сумке предусматривался отдел, запиравшийся на защёлку (там же хранился запасной рулон билетов, на случай если «рабочий» рулон заканчивался на маршруте). Однако из-за малой стоимости проезда купюрами расплачивались очень-очень редко, обычно монеты в карманах водились у всех. Но если монет не было, тогда в ход шёл бумажный рубль и на сдачу полкармана «медяков» полагалось. Смех смехом, но много-много мелочи не хило тянули по весу. Вес жёлтых монет совпадал с номиналом, вес белых не совпадал:

1 коп – 1 гр,
2 коп – 2 гр,
3 коп – 3 гр,
5 коп – 5 гр,
10 коп – 1,6 гр,
15 коп – 2,5 гр,
20 коп – 3,4 гр,
50 коп – 4,4 гр,
1 руб – 7,5 гр.

1 руб имеется в виду не юбилейный или памятный, а обычная монета номиналом 1 рубль.

Бывало и так, что в кармане завалялись последние 5 копеек, а рубль разменивать не хочется. Отдаёшь мелочь кондуктору со словами «Без билета» и со спокойной душой едешь до своей остановки без билета. Или даже если есть мелочь на полную стоимость, т.е. 6 копеек, но всё равно махнёшь кондуктору рукой, скажешь ей «Без билета» и едешь без билета за пять копеек. Один проехал за пятак без билета, другой так же, третий и т.д. и к концу смены кондуктору набегал солидный калым, ведь сумму денег из кондукторской сумки она сдавала в кассу согласно проданных билетов. А та мелочь, которая была «без билета», шла в карман кондуктору и, скорее всего, ещё и с водителем делился куш.

Впрочем, «без билета» ездили в том случае, когда на линии не было контролёров, а кондукторы знали когда они есть, а когда их нет. Поэтому ездили спокойно, не боясь нарваться на штраф. Да и в эпоху кондукторов встречались контролёры настолько редко, что затмение солнца случалось гораздо чаще.

Ну и следует упомянуть ещё про один вариант проезда «без билета». Безусловно, это «заяц». Не счесть, сколько раз я проехал «зайцем», однако на штраф нарвался за всю жизнь всего два раза (один раз не в своём городе – тема для отдельной статьи, другой раз – не совсем по своей вине и тоже тема для ещё одной статьи). С кондуктором проехать «зайцем» было сложновато – от тётеньки с сумкой и рулоном билетов не спрячешься, хотя изредка и удавалось. Опять же, если автобус переполнен и есть за кого исчезнуть из поля зрения кондукторши. Напомню: речь идёт о детском возрасте, когда шалость была одной из основ моего образа жизни. И это не смотря на то, что в школе у меня было примерное поведение, хотя по факту оно было таковым только в начальных классах, а потом... потом я рос нормальным пацаном!

Фото из домашнего архива. 1970 год. В кадре древние автобусы Зил-158. На горе виден копр шахты «Нагорная», с неё начинался мой подземный стаж шахтёра.
Фото из домашнего архива. 1970 год. В кадре древние автобусы Зил-158. На горе виден копр шахты «Нагорная», с неё начинался мой подземный стаж шахтёра.

Помимо обилечивания пассажиров была у кондукторов ещё одна обязанность (допускаю, что формальная по договорённости с водителем). Были у нас остановки, на которых очень редко кто садился и выходил. Приближаясь к одной из таких, кондукторша спрашивала:

– Остановка [такая-то], есть кто на выход?

Если желающих на выход не находилось, кондуктор два раза нажимала на кнопку над дверью и, если на остановке никого не было, водитель жал на «газ», впустую не останавливаясь и проносясь «экспрессом» мимо остановки.

P.S.

1-, 2-, 3- и 5-копеечные монеты чеканились из латуни (медно-цинковый сплав с добавлением марганца в пропорциях 60/38/2),

10-, 15-, 20-, 50-копеечные и 1-рублёвые монеты чеканились из нейзильбера (медно-никелево-цинкового сплава в пропорциях 58/30/12).