Найти тему
channel pakgauz group

Типовые нарушения таможенных органов по вопросам контроля таможенной стоимости и применения льгот по уплате таможенных платежей

Федеральная таможенная служба по итогам судебной практики 2023 года проанализировала собственные решения по таможенной стоимости товаров и в части применения льгот по уплате таможенных платежей и выявила основные причины, по которым данные решения были отменены.

К наиболее частым причинам нарушений по таможенной стоимости можно отнести следующие:

- решения таможенных органов принимаются на основе доводов, которые не выяснялись в рамках проведения таможенного контроля;

- решения не содержат достаточного обоснования, например, основываются только на непредоставлении декларантом прайс-листов, экспортной декларации страны вывоза;

- выбранный источник ценовой информации для определения таможенной стоимости товара не отвечает критериям идентичности и однородности товаров;

- несоблюдение процедуры контроля таможенной стоимости товаров;

- решения таможенных органов принимаются без учета предоставляемых декларантом документов.

Также проведен анализ отмененных решений, по которым имеются факты указания доводов, не соответствующих фактическим обстоятельствам. К таким доводам, в частности, можно отнести указание в отмененных решениях на:

- непредоставление документов по оплате товаров, в то время как товары ввезены на безвозмездной основе либо срок оплаты по контракту еще не наступил;

- отсутствие документов, которые изначально были представлены декларантом при таможенном декларировании товаров (банковские документы по оплате товаров, документы, подтверждающие транспортные расходы в структуре таможенной стоимости, прайс-листы, экспортные декларации)

- непредоставление документов, которые не были запрошены у декларанта;

- отсутствие в коммерческих, транспортных документах информации об условиях и сроках оплаты, условиях поставки (в контракте, в инвойсах), об отметках об оплате фрахта (в коносаментах) при наличии такой информации в указанных документах.

Также актуальными направлениями, по которым систематически принимаются решения не в пользу таможенных органов, остаются следующие виды правоотношений:

- применение льгот по уплате таможенных платежей в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых отдельно от таких медицинских изделий;

- применение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10% в отношении товаров для детей.

Основной причиной формирования устойчивой негативной судебной практики явилось различное толкование таможенными органами и судами правовых норм. Так, постановлениями Арбитражных судов (дела № А40-217729/2022, А46-17063/2022, А41-40037/2022) требования участников ВЭД о признании незаконными решений таможенных органов были удовлетворены.

В части принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых отдельно от таких медицинских изделий при принятии решений о выпуске товаров с предоставлением освобождения от налогообложения, таможенным органам следует руководствоваться письмом Минфина России от 6 декабря 2023 г. № 03-07-07/117187.

В части товаров для детей таможенные органы руководствуются нижеследующим.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом налогообложения (подпункт 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень товаров для детей, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10%.

Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – TH ВЭД) определяются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908 утвержден Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).

В соответствии с примечанием к Перечню при ввозе для целей его применения необходимо руководствоваться кодом TH ВЭД, наименованием товара и размерными признаками (при наличии размерных признаков).

Следовательно, решение о применении ставки НДС в размере 10% применяется при условии, если и код TH ВЭД, и наименование товара, и размерные признаки (при их наличии) включены в Перечень при ввозе.

При этом законодательство РФ о налогах и сборах не содержит указания на исключительное использование товаров детьми или их предназначения для использования лицами в возрасте до 14 лет, не содержит определений (понятий) «товары для детей», «дети/ребенок» и «игрушка».

Согласно пункту 4 статьи 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (ЕАЭС), используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза (ЕАЭС) и законодательством РФ о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - НК РФ.

Понятия «ребенок», «дети», «подростки», «игрушка» приведены в технических регламентах Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек» (далее - ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011).

Согласно нормам ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011 и технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (далее - ТР ТС 025/2012) (в части мебели детской) товары для детей подлежат обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС в форме обязательной сертификации.

Таким образом, по мнению ФТС России, наличие сертификата соответствия требованиям ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011 и ТР ТС 025/2012 (в части мебели, предназначенной для детей) свидетельствует об отнесении ввозимых товаров к детским и подростковым.

Данный подход закреплен постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2023 г. № 2084 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908», которым внесены изменения в Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ (далее соответственно — Перечень при ввозе).

Так, пункт 1 примечания к Перечню при ввозе изложен в новой редакции и устанавливает, что для целей применения Перечня при ввозе, помимо кода THВЭД ЕАЭС, наименования товара, размерных признаков (при наличии размерных признаков), также следует руководствоваться информацией, указанной в документе об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренном положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), или технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), или технического регламента Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012) в отношении продукции, предназначенной для детей, или технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) в отношении детских удерживающих устройств.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД