В этой статье разберем полный процесс постановки звука Д у детей. Дадим верную артикуляцию, комплекс гимнастики для подготовительного этапа и 4 метода постановки, чтобы вы могли выбрать подходящий для вас. Звук Д, если с ним есть дефекты, как и любой другой, нуждается в коррекции. Ведь чистые правильные звуки – это залог красивой понятной речи. Имея такую речь, легче доносить свои мысли, отстаивать точку зрения, и в целом, коммуницировать. Это прямая связь с уверенностью в себе. Дефекты в речи часто приводят к психологическому дискомфорту, буллингу, застенчивости. Также неисправленные нарушения в устной речи приводят к ошибкам в письме и чтении, что сильно сказывается на успеваемости. Поэтому так важно вовремя их корректировать.
Символ буквы Д: дятел долбит дерево: ДДД. Некоторым детям достаточно услышать эту метафору и они понимают, как научиться говорить Д.
Виды отклонений в произношении звука «Д»
1. Звука нет совсем.
2. Произносится межзубно, искажается.
3. Заменяется в речи на Т, Г или В (дом=гом).
4. Смешение в свободной речи, хотя изолированно Д произносится верно.
5. Смягчение: замена твердого Д мягким Дь.
6. Недостаточно сильное озвончения звука, есть дефект оглушения.
Методы постановки звука «Д»
Поставить звук Д можно разными способами, как и другие звуки. Среди приемов выделяют по подражанию, от опорных звуков, механически, смешанно. Выбирают обычно тот прием, который наиболее подходит ребенку, исходя из развития артикуляционного аппарата и умения ученика понимать инструкцию. Также важно комплексно поработать над целенаправленным речевым выдохом и развитием фонематического слуха.
Подготовка
Мпостановки звука «Д»ражнений:
«Чистим зубки»: улыбаемся, рот открыт. Кончиком языка с внутренней стороны поочередно движемся по верхним и нижним зубам, как будто стараемся их почистить. Работает только язык, не подключайте голову, челюсть и губы.
«Иголка»: открываем рот. Узкий напряженный язык сильно выдвигаем вперед и убираем обратно в рот. Похоже на укол иголочки. Не прикасаемся к губам и зубам и ничем не помогаем.
«Часики»: замираем в статике и попеременно касаемся кончиком языка уголков губ. На губы не заходим.
«Дятел»: улыбаемся, открываем рот, кончиком языка стучим за верхними зубами. Представляем, что долбим дубло.
Постановка звука Д
Наша школа подготовила 4 эффективных способа:
1. По подражанию.
Изображаем дятла и стучим языком, как будто долбим дупло: д-д-д.
2. Сначала ставим межзубный Д.
Ученик закусывает язык зубами и делает сильный выдох. Затем постепенно можно начинать убирать язык за верхние зубы.