Найти в Дзене
Онлайн-логопеды Novator

СТАВИМ ЗВУК «Т» РЕБЕНКУ

Несмотря на то, что Т относится к звукам раннего онтогенеза, с ним часто бывают трудности. Если у ребенка старше 3-4 лет он всё ещё отсутствует или произносится дефектно, требуется постановка. Чаще всего, причинами несформированности звука Т являются слабость мышц артикуляционного аппарата, слабый речевой выдох (в частности, отсутствие сильной направленной воздушной струи), недоразвитость фонематического слуха. Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами имеют неправильное произношение. Исходя из этого, методика постановки звука Т будет включать в себя: артикуляционную и дыхательную гимнастики как подготовительный этап и, непосредственно, саму постановку звука.
Постановка звука Т может быть по подражанию, механическим способом или от других звуков. Способ постановки определяет логопед в зависимости от того, какой из них будет эффективнее всего для каждого конкретного ребёнка. После успешной постановки переходят к автоматизации, а далее к дифференциации звука.
Оглавление

Несмотря на то, что Т относится к звукам раннего онтогенеза, с ним часто бывают трудности. Если у ребенка старше 3-4 лет он всё ещё отсутствует или произносится дефектно, требуется постановка. Чаще всего, причинами несформированности звука Т являются слабость мышц артикуляционного аппарата, слабый речевой выдох (в частности, отсутствие сильной направленной воздушной струи), недоразвитость фонематического слуха. Иногда причиной дефекта становится подражание взрослым, которые сами имеют неправильное произношение. Исходя из этого, методика постановки звука Т будет включать в себя: артикуляционную и дыхательную гимнастики как подготовительный этап и, непосредственно, саму постановку звука.

Постановка звука Т может быть по подражанию, механическим способом или от других звуков. Способ постановки определяет логопед в зависимости от того, какой из них будет эффективнее всего для каждого конкретного ребёнка. После успешной постановки переходят к автоматизации, а далее к дифференциации звука.

Как образуется звук «Т»

Звук Т – твердый, глухой согласный, смычно-взрывной звук по способу образования, т.е. передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя смычку, «взрываемую» выдыхаемой струей. В отличие от звука С при произнесении звука Т кончик языка касается верхних зубов. Так как он глухой, голосовые связки разомкнуты и не вибрируют, голос не звучит. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот. Губы и зубы разомкнуты.

Дефекты произношения звука «Т»

Рассмотрим варианты речевых нарушений данного звука:

1. Искажение. Вместо [Т] слышится фонема, не имеющая аналога в родном языке.
2. Межзубное произношение.
3. Отсутствие звука.
4. Замена. Дети часто заменяют [Т], формируемый передней частью языка, на близкую по акустико-артикуляционному параметру, например, [К], образуемый задней частью, например, «фукболка», «шканы».
5. Смешение. В данном случае изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой, чаще всего [К]: клетка – клекта; стакан – скатан.
6. Смягчение. Замена твердого [Т] на мягкий [Ть], либо же на [ПЬ] [КЬ], например: пьичка – птичка; кьёчка/пьёчка вместо точка.
7. Дефект озвончения. Характерно недостаточно сильное оглушение, в речи слышится звонкая пара [Д].
8. Также дети нередко начинают говорить слова, сливая Т и Ц, Т и Ч.

Постановка звука «Т» поэтапно

Логопедическая работа по постановке звука Т, как и любого другого, традиционно содержит 4 этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию.

Подготовка

Подготовительный этап включает себя артикуляционную и дыхательную гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в данном случае будет направлена на укрепление языка, развитие его силы и точности движений, на формирование артикуляционного уклада данного звука. Целесообразно использовать следующий комплекс:

1. «Заборчик» – зубы соединить, широко растянуть губы в улыбке и держать такое положение до 7 сек. Это базовое упражнение, которое используется в большинстве комплексов артикуляционной гимнастики.
2. «Непослушный Язычок» (или «Месим тесто») – произнести «пя-пя-пя», постучав верхней губой по языку, либо покусать зубками кончик языка «та-та-та». В данный момент Т уже может непроизвольно получиться.
3. «Блинчик» (или «Лопатка») – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе, держать до 7 сек. Данное упражнение можно чередовать с упражнением «Иголка», когда наоборот язык напрягается и его кончик становится узким.
4. «Качели» – улыбнуться, широко открыть рот, попеременно тянуться языком то за верхние зубы, то за нижние. Повторить 10-15 раз.
5. «Чистим зубы» – открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); нижняя челюсть не двигается.
6. «Усы» – рот открыт в улыбке, удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
7. «Парус» – рот открыт в широкой улыбке, язык узкий упирается в верхние зубы – это мачта, парус поднять – язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
8. «Дятел» (или «Барабан») – улыбаемся, открываем рот, кончиком языка стучим за верхними зубами.

Еще одна немаловажная часть подготовительного этапа – это дыхательная гимнастика. Чтобы образовался звук Т, выдыхаемый поток воздуха должен быть сильным. Поэтому ребенка необходимо научить ровному и сильному выдоху. Для этой цели подойдет такой комплекс:

1. «Футбол» – вытянуть губы вперёд трубочкой, и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь попасть в «ворота» (их можно сделать на столе из карандашей, кубиков и т.п.). Загнать шарик следует на одном выдохе.
2. «Снежинка» – широкий язык лежит на нижней губе. На ладошку положить кусочек ватки/бумажки и сдуть на одном выдохе.
3. «Фокус» – рот открыт в улыбке, язык высунут, его кончик и края загнуты вверх. Удерживая язык, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, нижняя губа не подтягивалась за языком, а ватка летела строго вверх.
4. «Шторм в стакане» – небольшое количество воды набрать в стакан, ребенок дует в стакан через трубочку, создавая таким образом пузырьки, бурление.
5. Также можно задувать свечи, использовать мыльные пузыри.

Важно: во всех дыхательных упражнениях следим за тем, чтобы у ребенка не надувались щёки.

Постановка звука «Т»

Есть несколько способов для логопедов, используя которые на занятиях можно поставить Т: по подражанию, механический, от других звуков. Способ определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

По подражанию

Покажите ребёнку перед зеркалом, как расположить язык; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется – для этого нужно положить ладонь на шею (вибрации не будет). Спросите его: «Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук-тук» или «Как молоток забивает гвозди? Т-т-т».

Для формирования кинестетического образа ребёнку будет полезно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ

Приведем два способа со шпателем.

1. Ребёнок должен улыбнуться, кончик языка зажать между зубами и «плюнуть». Получится межзубный Т, затем шпателем отодвинуть язык за зубы.
2. Произносить П, положив язык между губами. В такой позиции произносить слог ПА, сильно улыбаясь. В момент произнесения, шпателем отодвинуть кончик языка к верхним резцам.

Постановка от других звуков

1. Постановка Т от звука П. Ученик повторяет «па-па-па», расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит «П», получается «Т».

2. Постановка от Ц «Кошки-мышки». Предлагаем имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: «цап, цап, цап». Затем слог сокращаем – «ца, ца, ца». И вот мы около норки – произносим «ц-ц-ц» все тише и тише. Здесь нужно попросить оставить только удар язычком в зубки – звук Т, а С не произносить.

3. Постановка «Т» от «С». Нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести «С», а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук «Т».

Работа над звуком Т считается завершенной только тогда, когда ученик активно и безошибочно использует данный звук в спонтанной речи. Желаем успехов!