Найти тему

Живопись Северного Возрождения: главные отличия и художники

Оглавление

Слово «Ренессанс» напоминает нам о солнечной Италии, Леонардо да Винчи, мадоннах Рафаэля и «Джоконде». Но Возрождение было и в других странах. В этой статье мы с вами рассмотрим, чем Северный Ренессанс отличается от итальянского и познакомимся с главными мастерами эпохи.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435. Дерево, масло. 66 см × 62 см. Лувр, Париж.
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1435. Дерево, масло. 66 см × 62 см. Лувр, Париж.

Искусство Северного Возрождения зародилось в XV—XVI веках в Нидерландах, Германии, Франции и Фландрии. В целом, оно опиралось на итальянский Ренессанс, но имело ряд своих особенностей.

В Италии мастера воспевали классические формы античности.

Творчество «северных» художников развивалось в тесной взаимосвязи с готикой, опиралось на культуру средневековья и было наполнено христианской символикой.

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. Ок. 1435—1440. Дубовая доска, масло. 220 см × 262 см. Прадо, Мадрид.
Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. Ок. 1435—1440. Дубовая доска, масло. 220 см × 262 см. Прадо, Мадрид.

Три главных отличия живописи Северного Возрождения

1. Анатомическая недостоверность.

Церковная догматика стран Северной Европы не позволила сложиться такому же научному подходу к живописи как в Италии. Отсюда частое искажение и неверная передача пропорций человеческого тела. Особенно это заметно в изображениях обнажённых фигур.

Лукас Кранах Старший. Три грации. 1531. Масло, дерево. 37 см × 24 см. Лувр, Париж.
Лукас Кранах Старший. Три грации. 1531. Масло, дерево. 37 см × 24 см. Лувр, Париж.

2. Скрупулёзная детализация.

Художники стремились к максимальной точности в изображении каждой мелкой детали вне зависимости от сюжета.

Обратите внимание на картину ниже. Возникает ощущение, что мы смотрим на фотографию, а не на живописную работу.

Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. Ок. 1434—1436. Дерево, масло. 141 см × 176.5 см. Музей Грунинге, Брюгге.
Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. Ок. 1434—1436. Дерево, масло. 141 см × 176.5 см. Музей Грунинге, Брюгге.

3. Природа как олицетворение божественного начала.

Природа, живая и мёртвая, как символ связи с Богом, гармонии, конечности и бесконечности жизни воплотилась в пейзажах и натюрмортах Северного Возрождения.

Иоахим Патинир. Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс. Ок. 1515—1524. Масло по дереву. 64 см × 103 см. Прадо, Мадрид.
Иоахим Патинир. Пейзаж с Хароном, пересекающим Стикс. Ок. 1515—1524. Масло по дереву. 64 см × 103 см. Прадо, Мадрид.

Считается, что мастера Северного Возрождения изобрели масляные краски. Новые технологии позволили художникам достичь более правдоподобного уровня в передачи фактуры и материалов, яркости и невероятного сочетания цвета и света.

Три главных художника Северного Возрождения

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии и одним из первых крупнейших мастеров портретной живописи в Европе.

Кроме того, он одним из первых освоил масляную живопись и создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких, просвечивающих слоёв краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Дубовая доска, масло. 81,8 см × 59,7 см. Лондонская национальная галерея, Лондон.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Дубовая доска, масло. 81,8 см × 59,7 см. Лондонская национальная галерея, Лондон.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший — талантливейший художник, график и рисовальщик. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми.

Художник отображал на картинах скрытые смыслы, наполнял их символами и обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Брейгель заложил основы национального голландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Доска, масло. 117 см × 162 см. Музей истории искусств, Вена.
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Доска, масло. 117 см × 162 см. Музей истории искусств, Вена.

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер стал немецким Леонардо да Винчи. Художник, гравёр с прижизненной мировой славой, выдающийся геометр, инженер, механик, архитектор, теоретик искусства — таланты Дюрера были многогранны.

Он соединил открытия итальянского Ренессанса с художественными традициями северной Европы и стал величайшим живописцем Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498. Деревянная панель, масло. 52 см х 41 см. Прадо, Мадрид.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498. Деревянная панель, масло. 52 см х 41 см. Прадо, Мадрид.

Искусство Северного Возрождения также проявило себя в архитектуре, литературе, философии и науке. Оно повлияло на все европейское искусство, особенно сильно изменив голландскую живопись.

Также рекомендую прочитать:

Живопись эпохи романтизма: главные отличия, художники и картины

Как отличить барокко от рококо? Шпаргалка по стилям в искусстве

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ

Мечтаете о карьере в сфере искусства, переходите наш сайт и узнайте подробности обучения на нашем факультете :)

ПЕРЕЙТИ НА САЙТ