22 января 2024 г.
В вооруженных силах командования "Пентагона" царит большая секретность.
Некоторые случающиеся в армейских подразделениях и ведомствах происшествия, так же хранят на себе печать грифа : "Совершенно секретно".
Подробности различных случаев нередко всплывают лишь спустя месяцы, а нередко и годы.
И вот об одном таком случае стало известно совершенно недавно.
Дело произошло в военно-воздушных силах "USA Army" 15- го марта 2023 года. Именно в тот день происходили технические плановые испытания двигателя для самолёта пятого поколения F-35 на авиабазе "Люк" в штате Аризона.
Суть происшедшего описывают таким образом.
Два технических специалиста производили обслуживание двигателя самолёта F-35. Самолёт принадлежал к пятьдесят шестому истребительному крылу.
Над этими двумя работавшими техниками был поставлен наблюдателем ещё один, третий специалист. Но этим трем нянькам так и не удалось углядеть за обыкновенным фонариком, убежавшим от их пристального взора в итоге...
Задачей бригады технического обслуживания самолёта было: установить новую дозирующую заглушку в топливопровод двигателя и проверить после этого герметичность новой заглушки при включенном двигателе самолёта .
Когда старую заглушку оперативно заменили и установили новую, один из ремонтников успешно собрал свой инструмент и осмотрев полость двигателя решил, что он всё своё забрал с собой и ничего в виде отвертки или молотка не забыл.
Второй же ремонтник полез посмотреть как там всё прикрутил первый, и: НИЧЕГО ОН ТАМ НЕ ЗБЫЛ ЛИ?
Оказывается первый ничего за собой не оставил. Второй же осматривал впускное отверстие двигателя с помощью ручного фонарика. Затем он для пущей важности видимо решил потрогать заглушку руками и положил злополучный фонарик на кромку впускного отверстия.
После всех своих манипуляций второй техник успешно покинул двигательный отсек, забыв фонарик на месте, куда он его временно положил.
Третий техник отвечавший за действия первых двух проверил весь ли инструмент на месте в кейсе после проведенных работ и не заметил, что фонарика не хватает там .
По всей видимости ремонтники радовались , что успешно завершили свою работу и старались побыстрее избавиться от неё!
Оставалось запустить мотор и проверить его работу на герметичность установленной заглушки...
Что вскоре и было сделано.
Ведущий техник запустил движок самолёта на пять минут для проверки.
Следом за запуском двигателя, все ремонтники услышали какие-то странные посторонние звуки в самолётном движке...
Техники недоуменно пожали плечами, осмотрели двигатель внешне и никаких признаков повреждения его не обнаружили.
Пока мотор продолжал работать как-то нештатно, один из ремонтников во второй раз осмотрел кейс с инструментом и на этот раз обнаружил отсутствие фонаря.
Движок был после этого тут же остановлен!
Обеспокоенный техник, следом, полез для осмотра двигателя - и обнаружил в нём значимые повреждения!
Выяснилось, что забытый во впускном патрубке фонарик "успешно засосало" в двигательную установку самолёта. В результате такого, выявились очень настоящие серьёзные повреждения движка, которые на месте было уже не отремонтировать. Двигатель необходимо было везти на завод и там разбирать, и заменять поломанные детали.
Позже обнаружилось, при разборе сломанного движка, что повредились от фонарика: входная лопатка вентилятора, турбина высокого давления, топливная форсунка, обводной канал, компрессор высокого давления двигателя. Так же повредились второй, третий, пятый и ещё одна ступени роторов в двигателе.
Общая сумма ущерба составила 3933000 $! (почти 4 миллиона долларов )
Таким вот дорогим оказался забытый на впускном патрубке авиадвигателя фонарик.
* * *