Это и правда, очень необычный музей. И один из самых моих любимых. Он сравнительно молодой: был основан Андрианом Мельниковым в 2015.
Здесь представлены шедевры живописи (и не только живописи) из частных собраний, которые никогда прежде не демонстрировались публике. Фактически, неизвестные. Их владельцы предоставляют свои шедевры лишь на время, поэтому экспозиция постоянно меняется: одни полотна возвращаются домой, их место занимают другие.
Например, пару лет назад главным украшением музея была «Маленькая танцовщица четырнадцати лет» Эдгара Дега:
Она отлита в бронзе в 1922 по восковой модели сделанной в 1879-1881. Сегодня Маленькая танцовщица уже вернулась к своим владельцам.
Необычно расположение музея: он находится в цокольном этаже храма Христа Спасителя. В подземных помещениях нет окон и естественного света, картины освещены только софитами, но это освещение очень грамотное, продуманное, картины не бликуют, что часто случается в музеях и очень мешает. Кажется, что картины светятся изнутри, своим собственным светом.
Несмотря на то, что музей полон настоящих шедевров, здесь нет ни брутальных охранников, ни бабушек-смотрительниц, бдительно наблюдающих за посетителями. И почему-то всегда очень мало народу, почти никого.
Впрочем, в последнее наше посещение было настоящее нашествие...
В этих выставочных пространствах находиться очень приятно. О времени здесь просто забываешь! Дизайн интерьеров разработан Андрианом Мельниковым и Жюльеном Боаретто, правнуком Галы, музы Сальвадора Дали.
Центральная галерея обрамлена золотыми колоннами.
На стенах, выкрашенных в пепельно-серый цвет, развешены картины в золотых рамах – неизвестные картины великих художников: Саврасов, Нестеров, Айвазовский, Рерих, Васнецов, каждая из которых – шедевр.
И не только русские художники здесь представлены. Есть и полотна фламандских, итальянских художников. Недавно закончилась выставка «Два Возрождения», которая объединила шедевры итальянского и Северного Возрождения:
По обе стороны от главной галереи расположились двенадцать небольших залов. Богатые золотые рамы картин, роскошные оклады икон, резная мебель, драгоценные рояли, клавиш которых так хочется коснуться. Шкафы, люстры, зеркала. Всё в прекрасном состоянии.
Ходишь по этим залам и получаешь удовольствие от одних только интерьеров, не говоря обо всём остальном. В резных шкафах – старинные книги.
Выставка «Кабинет коллекционера»
Выставка, на которой представлена западноевропейская живопись 16 – начала 20 века, размещена в самой тёмной комнате музея и, словно камера-обскура, позволяет сконцентрировать внимание только на живописи.
Современник Клода Моне и Густава Курбе, голландец Иоханнес Росьерс предпочитал новым веяниям старую школу живописи. Не раз обращался в своих картинах к теме ночных рынков с колоритными образами самых обычных людей. Часто использует искусственный свет, группируя персонажей вокруг свечи, лампы или фонаря:
Не каждый музей владеет такими сокровищами.
Пейзажи, натюрморты, портреты, русские иконы, полотна на исторические темы, жанровые картины – чего тут только нет! Есть даже эскизы к монументальным росписям соборов.
Работы Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского
для росписей Владимирского собора в Киеве посвящены семи дням сотворения мира:
«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый», – строки из Бытия послужили источником для Вильгельма Котарбинского в его эскизе композиции Четвёртого дня Творения для Владимирского собора в Киеве:
Иван Шультце. Мастер люминизма
Именно здесь, в Центре искусств, впервые увидела картины Ивана Шультце, нашего соотечественника, выдающегося мастера света. Иван Фёдорович Шультце вошёл в историю искусства как представитель русской школы люминизма (lumen лат. – свет).
Изображение света, который стал главным героем его полотен, изумительно. Мне особенно понравились его снежные пейзажи. Сейчас в «Центре искусств. Москва» проходит выставка его работ:
Иван Константинович Айвазовский
Картины Айвазовского пользовались высоким спросом ещё при жизни художника. Николай I однажды сказал: «Что бы ни написал Айвазовский, будет куплено мною».
Английский художник Уильям Тёрнер, приехав в Рим и увидев там на выставке морской пейзаж Айвазовского, так восхитился, что написал стихотворение на итальянском языке:
Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Искусство твоё вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений.
В наследии Айвазовского есть не только марины, но и пейзажи, портреты и даже религиозная живопись. В 1850-х художник открыл для себя степи Малороссии, их бескрайние просторы, покрытые коврами хлебов.
И любил изображать их в разное время, при разном освещении, в любую погоду.
Японский кабинет
Японский кабинет прекрасен, настоящее чудо! Он, как шкатулка, наполнен сокровищами: огромными вазами с изображением гейш и самураев, крохотными статуэтками из слоновой кости, посудой, картинами, оружием. Его главное украшение – огромный резной шкаф, в котором живут смешные деревянные обезьянки, а дверцы позолочены и украшены цветами и птицами:
Деревянное панно с обезьяной - в тяжёлой раме, декорированное бронзовой инкрустацией и позолотой:
На панно изображена ваза с лилиями и квадратный китайский столик, на котором сидит обезьяна, играющая в барабан дэн дэн дайко (аналог детской погремушки). В левом нижнем углу рельефная подпись мастера.
«Поиски красоты»: юбилейная выставка Николая Рериха и Святослава Рериха
К 150-летнему юбилею Николая Рериха (9 октября 1874 года) и 120-летнему юбилею Святослава Рериха (23 октября 1904 года) «Центр Искусств. Москва» представляет самую крупную выставку произведений Рерихов из частных собраний.
Поводом для названия выставки стала цитата Святослава Рериха: «Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».
Пейзаж В.Е. Маковского
Один из самых выдающихся наших жанровых художников, Владимир Маковский был и прекрасным пейзажистом:
С 1904 по 1918 Владимир Маковский преподавал в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Именно в этот период он создал ряд пейзажей, в том числе и этот летний пейзаж, на даче в местечке Струги Белые на берегу Щирского озера в современной Псковской области.
Художник Г.П. Кондратенко
Гавриил Павлович Кондратенко - это моё открытие. Те, кто влюблён в Крым, меня поймут) Выходец из семьи крепостного крестьянина, он обучался в Академии искусств в Петербурге, был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей.
Он прославился своими пейзажами Южного берега Крыма и черноморского побережья. А также тем, что был щедрым меценатом.
Вот такой необычный музей есть в нашей столице, в самом центре, недалеко от Кремля. Прекрасный музей, посетить который я вам от души рекомендую, если вы здесь ещё не были. Впрочем, даже если и были, сюда можно возвращаться, потому что в следующий раз это будет уже совсем другая коллекция.
Режим работы этого необычного музея тоже необычны: он работает во вторник, в субботу и воскресенье.
Адрес: Волхонка, д. 15. Вход со стороны Соймоновского проезда.