«Я могу говорить об этом танке только в превосходной степени», — так вспоминал о танке Т-34-85 ветеран Болеслав Агальцов. Сегодня исполняется 80 лет со дня принятия на вооружение этой боевой машины. В нашем материале расскажем, за что танк ценили на фронте и почему он был лучше всех предыдущих версий «тридцатьчетверок».
История создания
Танк Т-34 участвовал в сражениях с первых дней Великой Отечественной. Первые версии данной машины вооружались 76-мм пушками. Их было достаточно для поражения всей немецкой бронетехники начального периода войны. Ситуация изменилась в 1943 году, когда противник стал массово применять новые танки «Тигр» и «Пантера». Они обладали крепкой броней и не поражались в лоб из 76-мм пушек «тридцатьчетверки». Кроме того, броня Т-34 к тому моменту перестала быть неуязвимой для большинства немецких орудий. «Тридцатьчетверке» требовалась очередная модернизация.
Советские конструкторы на протяжении всей Великой Отечественной улучшали Т-34. В 1942-м появилась новая башня «гайка», совершенствовались технические элементы конструкции. Но 76-мм пушка оставалась во всех модификациях. Ее-то и требовалось заменить для эффективного противодействия «Тиграм» и «Пантерам». Разработка нового орудия началась еще в январе 43-го. С середины года на испытания были представлены четыре пушки. Все они имели 85-й калибр, каждая пробивала новую бронетехнику врага. В результате в декабре 1943 года комиссия выбрала орудие С-53, разработанное легендарным советским конструктором-артиллеристом Василием Грабиным. Она обладала простой конструкцией, была надежной и компактной. Кроме того, стоимость производства пушки С-53 была даже ниже, чем у 76-мм Ф-34, устанавливавшейся до нее на «тридцатьчетверки».
Тем не менее небольшой партией были выпущены танки и с другим 85-мм орудием Д-5Т. Главным минусом данной пушки было то, что из-за больших габаритов в башне могли находится только два члена экипажа. Тогда как С-53 позволяла разместить трех танкистов: командира, наводчика и заряжающего. Такая компоновка позволяла освободить командира машины от обязанностей наводчика. Это увеличило эффективность Т-34, так как теперь командир выполнял только свои прямые обязанности: наблюдал за полем боя и руководил экипажем.
Более мощные 85-мм пушки требовали новой, расширенной башни. Для Т-34-85 было разработано несколько вариантов башен под определенное орудие. Внешне они выглядят похоже, однако каждая из них имеет свои отличия. Например, в башню, предназначенную для орудия Д-5Т, не помещалась пушка С-53.
Модифицированная версия была принята на вооружение 23 января 1944 года. Главным ее отличием стала более мощная 85-мм пушка и компоновка с пятым членом экипажа. Нововведения позволили на равных бороться с «Тиграми» и «Пантерами»: «тридцатьчетверка» теперь пробивала их в лоб. Стоит отметить, что ответным огнем Т-34-85 также поражался даже с больших дистанций, поэтому танкистам требовалось активно маневрировать в ходе боя, используя преимущество машины в скорости.
Т-34-85 модернизировался на протяжении всей войны. Так, в конце 1944 года на него установили улучшенную 85-мм пушку ЗИС-С-53. На фронте советские солдаты быстро полюбили новую «тридцатьчетверку». Она хорошо зарекомендовала себя в боях. Первое сражения Т-34-85 приняли у села Чижовка Черкасской области в марте 1944 года. Постепенно модифицированные машины вытесняли «тридцатьчетверки» с 76-мм пушкой. К 1945 году Т-34-85 уже стал самым многочисленным танком в Красной Армии. Именно эти «тридцатьчетверки» брали Берлин и обеспечили капитуляцию противника.
В 1944-1945 годах заводы произвели 23 тысячи Т-34-85. После Великой Отечественной этой боевой машине довелось участвовать в Советско-японской войне. Машины этого типа громили Квантунскую армию, являясь ударной силой танковых частей и соединений.
На экспозиции Музея Г.О.Р.А. представлен оригинальный танк Т-34-85 1945 года выпуска. Он был произведен на заводе №112 «Красное Сормово» в Горьком и получил заводской номер 525481. Узнать больше о бронетехнике Великой Отечественной вы сможете у нас в музее, приходите!
#МузейГОРА #ФондыМузеяПобеды #МузейПобеды #Т34