Найти тему

Живая память: три истории выживших

27 января во всем мире отмечается День памяти жертв Холокоста. Эта дата особенно важна для Еврейского музея и центра толерантности: ей посвящен отдельный зал на постоянной экспозиции, регулярно проходят тематические выставки, а в январе — мемориальные мероприятия. В этом году мы решили опубликовать свидетельства жертв Катастрофы в виде биографий и писем из разных выставочных проектов музея. И начнем с историй, рассказанных героями «The Lonka Project. Человек под номером». Выставка объединила более 60 портетов людей, переживших Холокост, и стала частью международного фотопроекта.

Леон Мальмед

Леон Мальмед. Фотограф: Роберт Гумперт 2019, Саут-Лейк-Тахо, США
Леон Мальмед. Фотограф: Роберт Гумперт 2019, Саут-Лейк-Тахо, США

Когда за его родителями пришла французская полиция, Леон и его семья жили в городке Компьен на территории Франции, оккупированной немцами. Леону было четыре года, а его старшей сестре Рашель — десять лет. Соседи по дому обещали родителям Леона, что будут присматривать за детьми до тех пор, пока родителей не освободят. Но родители так и не вернулись. Их мать, Хана, скорее всего, умерла либо по пути в Аушвиц, либо сразу по прибытии. Ей был 31 год. Отец Сруль умер в 1944 году в возрасте 38 лет, за несколько месяцев до освобождения лагеря. Соседи — Анри и Сюзанн Рибуло — стали Леону и его сестре второй семьей. На фотографии Леон держит в руках портреты четырех человек, которых он считает своими родителями. В левой руке — портрет родителей, на котором они запечатлены такими, какими их видели в последний раз перед тем, как их увезла французская полиция в 1942 году. А в правой — его вторые родители, которые в тот день спасли Леона и его сестру, не позволив полиции забрать и их. «Папа Анри и мама Сюзанн» были удостоены почетного звания «Праведники народов мира» в 1977 году.

Лия Хувер и Джудит Барнеа

Лия Хувер и Джудит Барнеа. Фотограф: Охад Цвигенберг 2019, Раанана, Израиль
Лия Хувер и Джудит Барнеа. Фотограф: Охад Цвигенберг 2019, Раанана, Израиль

Лия Хувер и ее сестра-близнец Джудит Барнеа родились в 1937 году в городе Шимлеу-Силванией в Трансильвании. В 1942 году, после присоединения Северной Трансильвании к Венгрии двумя годами ранее, их отец Цви был отправлен в так называемый «трудовой батальон» на оккупированные советские территории. А в 1944 году, когда обеим девочкам было по шесть лет, семью депортировали в Аушвиц. Девочек — однояйцевых близнецов — отобрали для «медицинских» экспериментов, которые проводил Йозеф Менгеле. Доктор Менгеле часто использовал кровь девочек для своих опытов, и однажды во время одного такого эксперимента их мать, Мириам-Рахель, ворвалась в его лабораторию, умоляя его прекратить опыты. В наказание ей сделали укол, от которого она навсегда потеряла слух. Однако даже это не остановило Мириам-Рахель: она постоянно тайком пробиралась в барак, где содержались девочки, и делилась с ними своей пайкой хлеба. Все трое выжили и дождались освобождения. После войны семья воссоединилась и с отцом.

Хесси Тафт

Хесси Тафт. Фотограф: Чейни Ор 2019, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Хесси Тафт. Фотограф: Чейни Ор 2019, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Когда Хесси не было и года, ее фотография победила на конкурсе красоты, и портрет Хесси, «самого обаятельного арийского ребенка», украсил обложку популярного журнала, издававшегося в нацистской Германии в 1930-е годы. Снимок сделал известный берлинский фотограф Ханс Баллин, а выбрали его для журнала люди, работавшие с Йозефом Геббельсом — ведь министр пропаганды нацистской Германии лично обратился к немецким фотографам с просьбой прислать на конкурс портреты самых красивых немецких детей. Снимок шестимесячной Хесси победил в конкурсе и разошелся большим тиражом в виде почтовых открыток. В те дни Хесси с родителями жила в Берлине, и однажды домработница сообщила ее матери, что видела фотографию девочки в журнале. Мать Хесси, убедившись, что это действительно так, пошла к фотографу, чтобы узнать, как такое могло случиться. Фотограф объяснил, что послал фото на конкурс, и тогда мать спросила его: «Разве вы не знаете, что мы евреи?» Фотограф ответил, что прекрасно знал, но сделал это специально, чтобы высмеять нацистов. В 1938 году отец Хесси был ненадолго арестован эсэсовцами, и в этом же году семья иммигрировала во Францию, поселившись в Париже. Позже они переехали на Кубу, а оттуда — в Соединенные Штаты.