Годы жизни и дни памяти
Святитель Филипп родился 11 февраля 1507 года в Москве и был убит 23 декабря 1569 года в Отроче Успенском монастыре в Твери.
Русская Православная Церковь отмечает память митрополита трижды: 22 января верующие вспоминают смерть святителя, 16 июля – празднуют день перенесения его мощей, а 18 октября – отмечают праздник всех святителей Московских (даты по новому стилю).
Жил во времена царя Иоанна Грозного
Служение святителя Филиппа пришлось на время правления Иоанна Грозного – одного из самых противоречивых в истории России царей. С одной стороны, при Иоанне IV было проведено несколько успешных войн и Русь окончательно превратилась в крупную державу; при нем строились монастыри, возникло книгопечатание, были расширены торговые и культурные контакты с западными странами. С другой, все это могло произойти, будь на его месте и иной государь, а Иоанн IV Васильевич остался в народной памяти прежде всего как жестокий тиран.
При нем возникла опричнина, по сути, карательные спецотряды. Историки отмечают, что у Иоанна Грозного было много здравых по сути идей, однако в силу характера, слабостей и страстей государя многие из них ушли «в никуда». То же и опричнина. Цель была здравая: помочь централизации власти и предупредить оппозиционные настроения (которые, безусловно, существовали в среде боярства). Но обернулось все обыкновенным террором. Гибли не только те, кто на самом деле помышлял свергнуть законную власть, но и их близкие и односельчане. Однажды, в 1569 году, опричники, имевшие государственную неприкосновенность, разорили целый город – Великий Новгород. И все это, не считая поборов и иного беззакония, которое они чинили по стране.
А ведь формально опричники были братством с уставом, напоминавшим монашеский, и даже выстаивали многочасовые богослужения, часто вместе с самим Иоанном Грозным, который тоже стремился к аскетическому образу жизни.
(К слову сказать, в нашей стране были сторонники почитания Иоанна Грозного как святого – сильного государя. Вот как на подобные веяния реагировал Святейший Патриарх Алексий II: «Если признать святым царя Иоанна Грозного, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, преподобного Корнилия и многих других, умученных им. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие... Если люди, говоря о “святости” Иоанна Грозного, действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям и жажде сильной власти, то им следовало бы понять одну элементарную истину: жестокостью и насилием можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу»).
Был потомственным боярином
Бояре – это приближенные к государю, говоря современным языком – управленцы. Люди, чаще всего, богатые и знатные. Ни при одном из царей их не было более пятидесяти, все вместе они собирались и обсуждали самые важные государственные вопросы – так родилась Дума.
Феодор (имя святителя в миру) был сыном боярина из рода Колычевых, что от рождения определяло его судьбу: его готовили к государственной службе, а потому обучали грамоте, военным искусствам, верховой езде и так далее. Однако юноша с годами все более удалялся от суеты двора, много читал, молился и в 30 лет самостоятельно отправился в далекий Соловецкий монастырь, о котором слышал как о месте великого подвижничества.
Возможно, его решимость покинуть Москву была связана также и с опасениями за собственную жизнь – некоторые его родственники впали в немилость у государя.
Окормлялся у старца Ионы
В Соловецком монастыре святой прожил почти 30 лет, то есть почти всю вторую половину жизни. Несмотря на знатное происхождение, он ничем не отличался от простых иноков: выполнял самые тяжелые послушания и, насколько можно судить из жития, вел строгую аскетическую жизнь. Не все даже догадывались в братии, что рядом с ними – «один из боярских».
Его окормлял духовник и уставщик обители старец Иона (Шамин), который в свое время лично знал преподобного Александра Свирского и тесно общался с ним. Будущему святителю посчастливилось жить в келье старца, а это означает, что годы монашеского становления он провел, непосредственно общаясь с большим подвижником. Спустя 10 лет пребывания в обители был назначен настоятелем монастыря.
Был много лет игуменом Соловецкого монастыря
О нем осталась память как о замечательном руководителе. При нем велось масштабное строительство с применением диковинных для того времени машин и устройств, он устроил на территории монастыря мельницы, связав остров водными каналами. При нем во много раз увеличились пожертвования в обитель, святитель смог добиться, чтобы часть торговой деятельности монастыря не облагалась пошлинами.
Он был прекрасным наставником для своей братии и для тех, кого отправляли в монастырь в ссылку образумиться (иногда это были самые высокие государственные и церковные чины).
В это время в Москве и по стране начала бушевать опричнина. Московские митрополиты (по сути, руководители всей Церкви, поскольку Патриархов тогда не было), не желая мириться с террором, один за другим попадали в опалу и отправлялись в ссылку. Святителю Филиппу суждено было стать очередным митрополитом: царь Иоанн Грозный, зная о его плодотворной деятельности на Соловках, хотел видеть именно такого человека во главе Московской кафедры.
Два года был Предстоятелем Русской Церкви
Еще не вступив на московское служение, святитель Филипп дал понять, что не будет мириться с опричниной – об этом он сказал государю и даже просил оставить его, Филиппа, настоятелем в Соловецкой пустыни. Иоанн Грозный, в свою очередь, объяснял, что опричнина – мера вынужденная и служит государственным интересам. В конце концов, они пришли к своеобразному компромиссу: святой пообещал не вмешиваться в «государственные вопросы», государь, в свою очередь, пообещал не влиять на церковную политику.
В 1566 году в возрасте 59 лет святитель Филипп вступил на Московскую кафедру. Важно, что на тот момент он был любим и уважаем государем, поэтому жестокие казни и опричнина в ее худшем виде на год стихли. А когда возобновились, митрополит сделал то, на что никто, кроме него, не смог решиться: открыто осудил царя.
Отказался благословлять Иоанна Грозного
Митрополит Филипп дважды делал прилюдную отповедь царю за зверства, чинимые опричниками. «Державный царь, – обратился он к царю весной 1568 года на одном из богослужений. – Ты облечен от Бога самым высоким саном и потому должен чтить более всего Бога. Но скипетр земной власти дан тебе для того, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними законно... Слышано ли когда было, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу? Не только при твоих предках, но даже у иноплеменников никогда ничего подобного не бывало». (Святитель говорил долго и даже осмелился перечить царю, когда тот пытался отвечать на упреки, – любой иной на его месте был бы тут же казнен).
А еще через некоторое время, на другом богослужении, он отказался благословлять царя, перед этим долго его «не замечая» (ситуация сложилась настолько неловкая, что даже бояре вынуждены были «замолвить» за государя слово, сказав, что царь здесь, в храме, и хочет благословиться).
«Государь, – обратился тогда к царю святитель, – кому поревновал ты, изменив благолепие твоего сана и облекшись в неподобающий тебе образ? С тех пор, как светит солнце на небе, неслыханно, чтобы благочестивые цари так возмущали собственную державу. Убойся Божия суда и постыдись своей багряницы!» И снова Иоанн Грозный покинул собор в ярости.
А еще один раз святитель Филипп отчитал Иоанна Грозного за то, что кто-то из опричников во время богослужения стоял с покрытой головой. Сам царь этого не видел, головной убор уже успели снять, в проступке никто не сознавался, так что в итоге все стало выглядеть так, будто митрополит намеренно выказал неуважение ко двору.
Участь святого была предрешена.
Был оклеветан и принародно опозорен
Просто казнить митрополита царь не мог, поскольку в народе тот был любим и почитаем как заступник. Поэтому в 1568 году Иоанн Грозный начал подготовку церковного суда, чтобы избавиться от неугодного иерарха канонически. Было проведено «расследование» деятельности святителя во времена руководства Соловецким монастырем. Были собраны клеветнические сведения (обвинительный протокол не сохранился, но, наверняка, это были обычные указания на колдовство и нарушение церковных правил), суд их рассмотрел и признал митрополита виновным.
О решение «Собора» святителю было объявлено в первых числах ноября во время богослужения: опричники ворвались в Успенский собор, зачитали текст, сорвали с митрополита мантию и отправили в заточение сначала в Богоявленский, а позже – в тверской Отроч Успенский монастырь. В это же самое время Иоанн Грозный казнил некоторых родственников Филиппа.
Был убит Малютой Скуратовым
Перед смертью святой несколько месяцев провел в заключении. Его по нескольку дней не кормили и держали в кандалах (для него, постника, чувство голода не было пыткой, а кандалы, по преданию, чудесным образом спадали с ног, что, кстати, только убеждало его ненавистников в колдовстве и в верности приговора).
Погиб святитель от рук главного опричника – боярина Малюты Скуратова. Тот приехал к митрополиту Филиппу в декабре 1569 года попросить благословение на поход в Великий Новгород, где вскрылись факты предательства. Святой благословлять зверства отказался, и Малюта Скуратов его задушил. Поход на Великий Новгород состоялся все равно и обернулся большим кровопролитием, в котором погибло много невинных людей.
Мощи митрополита хранятся в Кремле
Сейчас поклониться мощам святителя можно в Успенском Соборе Московского Кремля. Этот собор работает как музей, но в нем регулярно проводятся Патриаршие богослужения. Надо сказать, что сначала мощи хранились в Соловецком монастыре, а в Москву были перенесены в XVII веке по инициативе Патриарха Никона: он таким образом хотел напомнить царю Алексею Михайловичу о грехах царя Иоанна и необходимости послушания даже царя духовному лицу.