Найти тему

Максимилиан Волошин. Как русская классическая гимназия взрастила гения.

Во время приема в Феодосийскую мужскую гимназию в 1893 году 15-летний столичный отрок Максимилиан Волошин сидит с матерью в кабинете у директора учебного заведения Василия Виноградова. Директор сначала внимательно изучает документы ученика, затем оценивающе с прищуром смотрит на мальчика и его маму. Сделав паузу, почесав бороду и немного ухмыльнувшись, обращается к Елене Оттобальдовне:

– Мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем.

Гимназист Максимилиан Волошин.
Гимназист Максимилиан Волошин.

В январе 1874 года, ровно 150 лет назад, в Феодосии открылась мужская гимназия. Со временем она стала одним из образцовых учебных заведений Российской Империи. И во многом благодаря его директору, кандидату филологии, известному в Одесском учебном округе педагогу – Василию Ксенофонтовичу Виноградову.

Вряд ли бы приняли Макса в другом подобном учебном заведении России. За прошлый учебной год в его табеле значились одни «двойки», а по древнегреческому и вовсе – «единица». И лишь одна «тройка» – по поведению.
Мать пыталась оправдать сына и часто обвиняла в его неуспеваемости учителей:
– Вы сами его таким сделали, только портите своим воспитанием!

Е. О. Кириенко-Колошина утаила, что двойки сын получал в основном не за знания, а за бесконечный спор с учителями. Бунтарский дух начитанного и любознательного отрока ранее всегда вредил его успехам.

Феодосийская мужская гимназия. Фото конца XIX века.
Феодосийская мужская гимназия. Фото конца XIX века.

Но надо было знать педагогический талант Виноградова, в приоритете у которого всегда в воспитании учеников значились любовь, доброта, понимание и прощение.

«Заблудшие овцы» Василия Виноградова

Директор гимназии называл своих учеников «заблудшими овцами». Он всегда пытался дать им любовь, понимание, которыми дети были лишены в семьях. Он всегда искренне радовался успехам каждого и очень расстраивался из-за неудач. «Человек-Педагог» – так часто о нем отзывались коллеги. И с большой буквы!

Одним из условий грамотного учебно-воспитательного процесса он считал «дружное единение наставников». К подбору преподавателей подходил очень серьезно, зачастую в конфликте между учителем и учеником брал сторону последнего. Виноградов был великого терпения человек, всегда и всех прощал, может поэтому за 21 год его руководства гимназией из учебного заведения было всего два отчисления.

Методика воспитания Виноградова сыграла: уже после одного года обучения в гимназии у Макса Волошина в табеле были почти все пятерки. А может и прав был педагог? Не нужно исправлять идиота, ребенка необходимо принимать таким, каким он есть.

"Человек-Педагог" Василий Виноградов
"Человек-Педагог" Василий Виноградов

Друзья-наставники Макса

В своей автобиографической заметке М. Волошин писал:

«Мои стихи и моя начитанность произвели в педагогической среде такое впечатление, что ко мне стали педагоги относиться как к „будущему Пушкину“».

Но это уже потом. А поначалу одних учителей зазнайка Макс пугал, других раздражал и только нескольких восхищал. Его талант разглядел учитель русского языка и словесности Юрий Андреевич Голобутский. Личностью в уездном городе он был известной и уважаемой. Активно участвовал в общественной жизни Феодосии, преподавал в двух гимназиях, дружил с «отцом города» Иваном Айвазовским. Именно Голобутский всегда хвалил стихи Макса и говорил, что из Волошина "выйдет поэт «большого размера»".

5 декабря 1893 года на гимназическом вечере Макс выступает с чтением баллады А. К. Толстого «Чужое горе». Это был день его триумфа:

«Аплодировали мне чрезвычайно. Вызывали меня четыре раза. Кричали, чтобы я читал свои стихи».

Благодаря Голобутскому картины Волошина увидел Иван Константинович и высоко оценил талант юного художника. Ученика и педагога затем связывала многолетняя дружба, вплоть до смерти учителя в 1928 году.

Друг и наставник М. Волошина Юрий Андреевич Голобутский
Друг и наставник М. Волошина Юрий Андреевич Голобутский

Вторым другом Максу стала преподаватель Феодосийской женской гимназии Александра Михайловна Петрова, у родителей которой Макс с приятелем снимал комнату. Петрова была знатоком народно-прикладного искусства, отлично разбиралась в истории полуострова и славилась в округе большой поклонницей оккультных наук. Дружбу госпожа Петрова водила исключительно с яркими и одаренными личностями. Талант Макса она сразу же отметила. Редактировала стихи, давала советы и наставляла на путь истинный. К слову, именно благодаря провинциальной учительнице Макс Волошин стал главным эзотериком «Серебряного века». Незадолго до смерти в своих воспоминаниях он писал о Петровой:

«Она оказалась моим очень верным спутником во всевозможных путях и перепутьях моих духовных исканий. Я всегда очень дорожил её мнением и советами».

Александре Михайловне классик посвятил цикл стихов «Звезда Полынь» и стихотворение «Святая Русь».

Александра Петрова и Максимилиан Волошин. Фото начала ХХ века.
Александра Петрова и Максимилиан Волошин. Фото начала ХХ века.

***

Через год после поступления М. Волошина в Феодосийскую гимназию, умер ее директор В. Виноградов. Своего любимого Учителя хоронила вся Феодосия. Сколько искренних и горячих слез было пролито над безвременной могилой «Человека-Педагога». На похоронах, вслед за пламенной речью главного попечителя гимназии Ивана Айвазовского, свои стихи продекламировал 16-летний поэт:

«… Только тут вот, при этой могиле

Мы познали вполне в первый раз

Как его глубоко мы любили

И как много он сделал для нас.»

Так может стоит взять на вооружение рецепты воспитания педагогов русской классической гимназии? Не наказывать, не воспитывать, не спорить с талантливым отроком? Доброта, любовь, понимание и прощение со временем сделают свое дело: обуздают бунтаря и воспитают настоящего гения. Хватило бы терпения! У Василия Ксенофонтовича Виноградова оно было безграничным...