Найти тему
СберБизнес

Хотят открыть бизнес, но не уверены в своих знаниях: россияне рассказали об отношении к предпринимательству

Треть россиян трудоспособного возраста планируют открыть свое дело в ближайшие три года. Однако многие не уверены, что им хватит для этого знаний и умений, а каждый третий опасается потерпеть неудачу. Одних влечет в бизнес стремление к самореализации, других — невозможность достойно зарабатывать в найме. Расскажем, что еще узнали об отношении россиян к предпринимательству исследователи ПРИМ от Сбера и Минэкономразвития.

ПРИМ («Предприниматели России: исследовательский мониторинг») — это совместный проект Сбера, фонда «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Он создан для изучения мнений граждан, занятых в сегменте малого и микробизнеса, дает им возможность рассказать о своей жизни в бизнесе, выразить свое отношение к происходящим в обществе процессам, поделиться своими тревогами и ожиданиями. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы россиян трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы предпринимателей проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год. В последнем опросе приняли участие 2183 респондента.

У меня свой бизнес или хотя бы планы

Согласно последнему опросу ПРИМ, по состоянию на 2023 год 21% россиян трудоспособного возраста (18–64 лет) вовлечены в предпринимательство: либо владеют своим делом, либо пытаются или планируют его открыть. 14% опрошенных ведут свой первый бизнес, а еще 7% уже имели такой опыт в прошлом. Каждый третий из вовлеченных в бизнес пока еще не стал полноценным предпринимателем, а находится на разных стадиях процесса его создания: от интереса до реализации конкретных действий по его открытию.

Еще примерно треть респондентов уже имеют один бизнес и пытаются открыть второй. Примерно такая же доля — это предприниматели, которым хватает одного бизнеса, и они не планируют открывать еще.

Чаще всего те, кто уже владеет бизнесом или открыл его недавно, регистрируют свое дело как индивидуальное предпринимательство (35%), 19% — как самозанятость и 13% — как юридические лица. При этом 32% пока никак не оформили свое дело — больше всего таких среди начинающих предпринимателей (62%), которые еще только делают первые шаги в открытии бизнеса.

-2

16% опрошенных россиян рассказали, что имели бизнес в прошлом, но больше не ведут его. Среди них большинство перестали быть предпринимателями более 6 лет назад (56%), 37% — более 1 года назад и только 6% — в течение последних 12 месяцев.

В качестве основной причины выхода из бизнеса бывшие предприниматели называют низкие доходы от предприятия или даже его банкротство (об этом рассказали 23% респондентов). На втором месте по частоте у опрошенных отмечается такая причина, как личные обстоятельства: передача дела детям, состояние здоровья, рождение ребенка, смена рода деятельности и так далее (на это указали 22%).

Вот несколько цитат из ответов опрошенных бизнесменов:

«Закрыли, потому что было тяжело в связи с возрастом».

«Вышел <из бизнеса>, потому что стал государственным служащим».

«Начала работать с родственниками и не смогла с ними сработаться».

Хотим открыть бизнес. Но нужна помощь

30% опрошенных россиян рассказали о планах открыть свое дело в ближайшие три года. Во время прошлогоднего опроса планирующих было примерно столько же. Самый активный интерес к предпринимательству у молодежи: среди студентов о таких планах сообщили 53%, среди людей в возрасте 18–35 лет — 41%.

32% планирующих открыть свое дело хотят оформлять индивидуальное предпринимательство, 5% — юридическое лицо. 23% видят свое предпринимательское будущее в качестве самозанятого. При этом 36% еще не представляют, как будет оформлен их бизнес: видимо, планы по открытию своего дела в этой группе опрошенных пока еще больше похожи на мечты.

-3
-4

Основные мотивы для открытия бизнеса среди россиян — это необходимость заработать на себя и семью (38%) и желание реализовать себя (35%). Причем о самореализации в основном мечтает молодежь (люди 18–35 лет) и жители больших городов. А вот в сельской местности чаще думают о нехватке средств к существованию. Те же мысли беспокоят людей старшего возраста (54–64 года) и лиц со средним и неоконченным средним образованием.

Исходя из мотивации для открытия бизнеса, предпринимателям нужны и определенные меры поддержки. Ключевая потребность в помощи для открытия своего дела — стартовый капитал (о нем говорили 59% опрошенных). Также россиянам нужна помощь в обучении (30%) и в организационной, юридической поддержке (28%).

О денежной помощи на старте говорили одинаково все группы опрошенных предпринимателей: и те, кто уже имел опыт открытия бизнеса, и те, кто только планирует его открывать (около 59%), но особенно высока потребность была у предпринимателей-мужчин (63%) и лиц, нацеленных на высокий доход (69%). Для тех, у кого главный мотив — самореализация, более важны обучение и консультации (36%). Также эта мера поддержки популярна среди женщин-бизнесменов (38%).

Предпринимательская атмосфера в стране

Многие из опрошенных россиян, хотя и считают открытие своего дела хорошей идеей, но лично для себя ее не рассматривают. 42% респондентов ответили, что у них недостаточно знаний и квалификации для открытия своего бизнеса, более трети россиян не хотят вовлекаться в эту деятельность из страха потерпеть поражение. И процент людей с таким мнением стабилен по отношению к прошлогоднему опросу, год назад люди высказывались примерно так же.

-5

В целом россияне позитивно оценивают возможности для открытия бизнеса, 43% опрошенных считают, что в нашей стране несложно начать свой бизнес. И этот показатель выше, чем в прошлогоднем опросе. С 22 до 25% увеличилось по сравнению с прошлым годом количество граждан, считающих, что в ближайшие полгода условия для начала бизнеса в регионе их проживания будут хорошими. Негативные оценки респондентами предпринимательской атмосферы в стране, в свою очередь, сократились.

-6
-7

Оценки бизнес-климата в стране, согласно опросу, также несколько улучшились: россияне стали чаще считать условия для занятия бизнесом в России благоприятными (так высказались 39% в 2022 году и 46% в 2023-м). Респонденты реже говорят об ухудшении условий в последние годы (в 2022 году таких мнений было 42%, а в 2023-м — 38%). Ожидания от будущего за год не изменились: около половины россиян надеются на улучшение условий в ближайшие годы.

-8

Бизнес и ценности

В последнем опросе исследователи спросили у россиян (как у вовлеченных в предпринимательство, так и у остальных граждан от 18 до 64 лет) о том, какие жизненные ценности сейчас находятся в фокусе их внимания. Россияне ответили, что их главные ценности — семья и дети (65%), здоровье (43%) и финансовое благополучие (34%). Среди вовлеченных в бизнес в качестве жизненных ценностей чаще, чем у россиян в целом, звучал ответ «финансовое благополучие» (41%) и «самореализация» (40%). Молодые люди (18–35 лет) чаще говорили о самореализации, карьере, общении с друзьями и свободном времени; люди в возрасте 36–45 лет — о семье и финансовом благополучии; 56 лет и старше — о здоровье.

-9