Найти тему

Люк чугунный сверхтяжелый (СТ)

Оглавление

Приоткрываем тайны производства и монтажа сверхтяжелых (аэродромных) люков. Сегодня мы подробно рассмотрим, что представляют из себя подобные конструкции.

Польза:

Прочитав нашу статью, вы узнаете особенности исполнения и монтажа, наиболее частые места расположения, материал изготовления люка СТ и правила его маркировки.

Видео люков СТ на нашем складе (отгрузили в прошлом году):

Перед тем, как выбрать модель люка доступа, необходимо четко сформулировать требования, которые к нему будут предъявляться. Выбор должен быть сделан при начальном проектировании системы. Поэтому, когда проектируются подземные резервуары, коммуникации и предполагается, что на поверхность будет большая нагрузка, то люки устанавливаются соответствующие — повышенной прочности. Иначе их называют сверхтяжелые (СТ) или аэродромные. Под большой нагрузкой мы подразумеваем номинальное давление до 60—90 тонн.

В ХIХ веке, когда только началось массовое производство чугунных люков, единого стандарта производства еще не было. Литейные заводы и заводики были почти в каждом крупном городе. Они и выпускали индивидуальные люки для своего города или местности. Градоправление давало размеры и требование к внешнему виду, а все остальное оставалось на совести хозяина производства.

Люк чугунный сверхтяжелый (СТ) состоит из двух элементов: корпуса и крышки. Поставляется в комплекте или отдельными частями. Конструкция позволяет установить крышку так, чтобы она не выступала из дорожного полотна. Крышка укладывается (утапливается) в пазы корпуса на уплотняющую прокладку из жесткой резины или других материалов. При этом вес люка препятствует смещению при наезде автотранспорта, а прокладка компенсирует вибрацию. Правильная установка — и вот уже ничто не мешает движению. На люках предусматриваются отверстия диаметром 20 мм для проверки загазованности и зацепы, необходимые для открывания колодца.

Поверхность люка люков сверхтяжелых — ребристая. Рубчатое «лицо» способствует увеличению прочности. Высота рельефа от 3 до 8 мм, она помогает выдерживать нагрузки свыше 400 кН.
Поверхность люка люков сверхтяжелых — ребристая. Рубчатое «лицо» способствует увеличению прочности. Высота рельефа от 3 до 8 мм, она помогает выдерживать нагрузки свыше 400 кН.

Форма люка зависит от пожеланий заказчика, но лучшие технические параметры — у круглых исполнений. При необходимости крышка дополняется замковым устройством. Его конструкция тоже согласовывается с заказчиком. Диаметр лаза, его еще обозначают как диаметр полного открытия, должен составлять не менее 600 мм. Такой размер обеспечивает свободный доступ для осмотра и обслуживания систем, колодцев.

В Российской Федерации выпускаются люки стандартных размеров в 645 и 880 мм, в США и Европе — 24,27 дюймов (61,65 мм) и 36 дюймов (91,44 мм). Принципиальное несоответствие размеров может изрядно затруднить монтаж и замедлить работу. Предпочтительнее приобретать люки российского производства.

Где требуются сверхтяжелые канализационные люки высокой прочности

В список мест размещения литых люков СТ входят:

  • автомобильные дороги с высокими нагрузками на дорожное покрытие, то есть интенсивным движением большегрузных автомобилей;
  • складские терминалы и портовые доки;
  • аэродромы.

Важные общественные пространства — большие требования к безопасности. Значит, и любой элемент технического оснащения должен быть самым лучшим. Развитие современной техники идет настолько интенсивно, что требования к безопасности движения постоянно пересматриваются. Это сказывается даже на таких вещах, как люки доступа в смотровые колодцы СТ.

Уже готовые к отгрузке сверхтяжелые люки типа СТ (Е600)-4-65.
Уже готовые к отгрузке сверхтяжелые люки типа СТ (Е600)-4-65.

Требования Росстандарта регулярно меняются, становятся все более жесткими. Последнее изменение произошло в 2019 году с введением ГОСТ 3634-2019.

Материал изготовления чугунного люка сверхтяжелого типа по ГОСТ 3634-2019

Материал производства сверхтяжелых люков — это чугун. Чугуном называют сплав железа и углерода с высоким содержанием пластинчатого графита. В него также включены постоянные примеси из других металлов. Объем колеблется в зависимости от марки.

В отличие от люков С и Т, то есть средних и тяжелых, СТ никогда не производится из композитных материалов. Любые виды полимеров просто не в состоянии выдержать требуемую нагрузку. Люки СТ изготавливаются из двух видов чугуна: серого (СЧ) или высокопрочного (ВЧ).

Главные чугуна СЧ или ВЧШГ для производства сверхтяжелых люков:

  • высокая прочность и ударная вязкость;
  • сопротивляемость агрессивным средам, влаге, абразивному износу, перепадам температуры;
  • стойкость к вибрациям благодаря звуковой плотности.

Важным дополнительным преимуществом чугуна становится то, что его коэффициент теплового расширения близок по значению к коэффициенту расширения бетона. Эта особенность значительно упрощает монтаж люков СТ. При смене температурных режимов бетонное покрытие вокруг люков не трескается.

Маркировка сверхтяжелых люков смотровых колодцев

Люк СТ (Е600)-4-65. Обозначение расшифровывается как сверхтяжелый люк со способностью выдержать нагрузку до 60 тонн, с диаметром лаза 650 мм.
Люк СТ (Е600)-4-65. Обозначение расшифровывается как сверхтяжелый люк со способностью выдержать нагрузку до 60 тонн, с диаметром лаза 650 мм.

Собственно сверхтяжелые люки выдерживают нагрузку в 600 кН и обозначаются буквенно-цифровой комбинацией СТ (Е600). Также бывают сверхтяжелые усиленные люки — с допустимой нагрузкой в 900 кН. Они маркируются как СТУ(Ф900). Дополнительная маркировка указывает на форму, предназначение, диаметр и другие технические параметры.

Обязательным в маркировке является указание на производителя. Стоимость чугунных люков зависит от типа материала, размеров и дополнительных конструкционных особенностей.