Приоткрываем тайны производства и монтажа сверхтяжелых (аэродромных) люков. Сегодня мы подробно рассмотрим, что представляют из себя подобные конструкции.
Польза:
Прочитав нашу статью, вы узнаете особенности исполнения и монтажа, наиболее частые места расположения, материал изготовления люка СТ и правила его маркировки.
Видео люков СТ на нашем складе (отгрузили в прошлом году):
Конструкция люка чугунного сверхтяжелого (СТ)
Перед тем, как выбрать модель люка доступа, необходимо четко сформулировать требования, которые к нему будут предъявляться. Выбор должен быть сделан при начальном проектировании системы. Поэтому, когда проектируются подземные резервуары, коммуникации и предполагается, что на поверхность будет большая нагрузка, то люки устанавливаются соответствующие — повышенной прочности. Иначе их называют сверхтяжелые (СТ) или аэродромные. Под большой нагрузкой мы подразумеваем номинальное давление до 60—90 тонн.
В ХIХ веке, когда только началось массовое производство чугунных люков, единого стандарта производства еще не было. Литейные заводы и заводики были почти в каждом крупном городе. Они и выпускали индивидуальные люки для своего города или местности. Градоправление давало размеры и требование к внешнему виду, а все остальное оставалось на совести хозяина производства.
Люк чугунный сверхтяжелый (СТ) состоит из двух элементов: корпуса и крышки. Поставляется в комплекте или отдельными частями. Конструкция позволяет установить крышку так, чтобы она не выступала из дорожного полотна. Крышка укладывается (утапливается) в пазы корпуса на уплотняющую прокладку из жесткой резины или других материалов. При этом вес люка препятствует смещению при наезде автотранспорта, а прокладка компенсирует вибрацию. Правильная установка — и вот уже ничто не мешает движению. На люках предусматриваются отверстия диаметром 20 мм для проверки загазованности и зацепы, необходимые для открывания колодца.
Форма люка зависит от пожеланий заказчика, но лучшие технические параметры — у круглых исполнений. При необходимости крышка дополняется замковым устройством. Его конструкция тоже согласовывается с заказчиком. Диаметр лаза, его еще обозначают как диаметр полного открытия, должен составлять не менее 600 мм. Такой размер обеспечивает свободный доступ для осмотра и обслуживания систем, колодцев.
В Российской Федерации выпускаются люки стандартных размеров в 645 и 880 мм, в США и Европе — 24,27 дюймов (61,65 мм) и 36 дюймов (91,44 мм). Принципиальное несоответствие размеров может изрядно затруднить монтаж и замедлить работу. Предпочтительнее приобретать люки российского производства.
Где требуются сверхтяжелые канализационные люки высокой прочности
В список мест размещения литых люков СТ входят:
- автомобильные дороги с высокими нагрузками на дорожное покрытие, то есть интенсивным движением большегрузных автомобилей;
- складские терминалы и портовые доки;
- аэродромы.
Важные общественные пространства — большие требования к безопасности. Значит, и любой элемент технического оснащения должен быть самым лучшим. Развитие современной техники идет настолько интенсивно, что требования к безопасности движения постоянно пересматриваются. Это сказывается даже на таких вещах, как люки доступа в смотровые колодцы СТ.
Требования Росстандарта регулярно меняются, становятся все более жесткими. Последнее изменение произошло в 2019 году с введением ГОСТ 3634-2019.
Материал изготовления чугунного люка сверхтяжелого типа по ГОСТ 3634-2019
Материал производства сверхтяжелых люков — это чугун. Чугуном называют сплав железа и углерода с высоким содержанием пластинчатого графита. В него также включены постоянные примеси из других металлов. Объем колеблется в зависимости от марки.
В отличие от люков С и Т, то есть средних и тяжелых, СТ никогда не производится из композитных материалов. Любые виды полимеров просто не в состоянии выдержать требуемую нагрузку. Люки СТ изготавливаются из двух видов чугуна: серого (СЧ) или высокопрочного (ВЧ).
Главные чугуна СЧ или ВЧШГ для производства сверхтяжелых люков:
- высокая прочность и ударная вязкость;
- сопротивляемость агрессивным средам, влаге, абразивному износу, перепадам температуры;
- стойкость к вибрациям благодаря звуковой плотности.
Важным дополнительным преимуществом чугуна становится то, что его коэффициент теплового расширения близок по значению к коэффициенту расширения бетона. Эта особенность значительно упрощает монтаж люков СТ. При смене температурных режимов бетонное покрытие вокруг люков не трескается.
Маркировка сверхтяжелых люков смотровых колодцев
Собственно сверхтяжелые люки выдерживают нагрузку в 600 кН и обозначаются буквенно-цифровой комбинацией СТ (Е600). Также бывают сверхтяжелые усиленные люки — с допустимой нагрузкой в 900 кН. Они маркируются как СТУ(Ф900). Дополнительная маркировка указывает на форму, предназначение, диаметр и другие технические параметры.
Обязательным в маркировке является указание на производителя. Стоимость чугунных люков зависит от типа материала, размеров и дополнительных конструкционных особенностей.