Вам надо поговорить по телефону, дождаться своей очереди в супермаркете или просто провести пару минут в туалете в одиночестве, но ребёнок голосит: “Мама! Мама!”, переходя на визг. Как научить его ждать, чтобы получить хотя бы пару минут спокойствия и свободы? Сейчас расскажем. Это важно знать и мамам детей с особенностями развития, и родителям нормотипичных детей, которые сталкиваются с отклоняющимся поведением (страдают от истерик у ребёнка в режиме нон-стоп, например).
Но сначала вопрос: представим, что у вас зазвонил телефон и ребёнок тут же закричал. Что будете делать?
- Поддадитесь на провокацию? Нет, это не вариант. Привязывать себя к ребёнку 24/7 не выход.
- Будете игнорировать? Это тоже не работает, станет только хуже. Ведь вы точно среагируете, когда ребёнок будет биться головой о стену, кусаться или драться, всячески показывать: “Я требую внимания!”. И да, дело тут именно во внимании.
Важно заранее научить ребёнка ждать. И в этой статье мы расскажем, как это сделать. Пошагово, в домашних условиях, без специальных приспособлений.
Для начала обозначим правила, которые важно соблюдать, чтобы всё точно получилось:
- Начинаем отработку задолго до того, как возникнет необходимость применить новый навык. Не будет малыш как по мановению волшебной палочки послушно ждать после трёх ваших попыток ввести новую привычку. Потребуется примерно месяц ежедневной работы. Примерно, потому что каждый случай уникален, тот же аутизм может проявляться по-разному.
- Если вы точно знаете, в какой момент придётся подождать, заранее уделите внимание ребёнку. Пусть насытится вашей любовью.
- Ежедневно минимум 15 минут должны быть только вашим с малышом временем. Уберите телефон, никак не реагируете на остальных домашних, питомцев, да хоть даже на ураган за окном! Сейчас только его время (ладно, для урагана можно сделать исключение).
- На то время, пока ребёнок будет ждать, нужно его занять. Вспомните себя в детстве, когда мама отвернулась или в младшей школе, когда вышел учитель. Могли сидеть молча и неподвижно, не делая совсем ничего? Подготовить разные детские задания тоже нужно заранее.
- Изначально для отработки навыка используйте пространство с минимальным количеством раздражителей, например, почти пустое помещение. Потом начинайте упражняться в комнате, где есть игрушки, на которые можно отвлечься, только после этого переходить в среду, где много разных предметов, незнакомая обстановка, играет музыка…
Правила не означают, что вы никогда не сможете ответить на телефон в моменте или пойти в туалет без “предварительной подготовки”. Нет! Потребуется время, но добиться ожидания без истерики у ребёнка возможно. Пусть метод – это не волшебная палочка, но он точно сработает.
Что делать? Пошаговый план.
Начинаем обучать навыку в любой игре. Возьмите предмет, с которым ребёнок почти не играет прямо сейчас, заберите его и скажите: “Жди”, буквально через секунду отдайте обратно.
Не нужно отбирать силой или рушить всю игру! Суть не в том, чтобы завладеть любимой куклой и показать своё превосходство, вы же не хулиган из детского сада. Важно просто поставить игру на паузу, буквально на секунду.
- Если ребёнок хотя бы немного понимает речь, ориентируется в пространстве, то можно сразу обозначить время: “жди 1 секунду”.
- Если ребёнок начал кричать, всё равно выдерживаем требование, которое сейчас выбрали.
- Считать можно как вслух, так и про себя.
Постепенно увеличиваем время до 5 секунд и переходим ко второму этапу. Здесь будем отрабатывать навык в подвижной игре. Теперь вы перемещаетесь по комнате, например, играете в догонялки, периодически говорите: “стоп, жди”, останавливая малыша на пару секунд.
Здесь ребёнок останавливается всем телом. Чтобы ему помочь, можно взять за плечи или обнять. Вспомните, как мы обнимаем и пеленаем младенца, чтобы тот успокоился.
Параллельно со вторым этапом, через 1-2 дня, можно начинать третий.
Здесь берёте любую сенсорную игру. Например, рисование пальчиковыми красками, перебор круп (гречка, фасоль, горох), переливание жидкости. Игра должна сильно затягивать ребёнка, прямо как вас любимый сериал. Добавляем дополнительные стимулы: поём песенки, включаем мультики, световые лампы. И вот эту, максимально интересную игру нужно будет остановить и сказать: “Жди”.
Обратите внимание, стимул должен быть и тактильный, и визуальный.
Самый простой пример. Ребёнок смотрит мультик и параллельно что-то делает. Выбежали перед телевизором, сказали: “жди”, а через секунду отошли. На следующий день повторили, но уже на 2 секунды.
Типичные ошибки. Так точно делать не надо.
- Не используйте в качестве стимула еду. Отрабатывать навык “Жди” на приёме пищи нельзя, ведь ребёнок может перестать есть.
- Не пытайтесь сразу усадить ребёнка на 10-15 минут. Для начала сосредоточьтесь на том, чтобы прийти к спокойному ожиданию в течение 5 секунд.
- Не нужно растягивать тренировку навыка на полгода. За месяц плотной ежедневной работы вы уже получите минуту спокойствия.
- Не надо растягивать инструкции. Вместо: “пожалуйста, котёночек, подожди”, говорите просто “жди”. Каждый раз одно и то же яркое, ударное слово. Интонация не злая, не суровая, но уверенная и твёрдая. Потому что вы Мама, вы главная и обеспечиваете безопасность своему ребёнку (и себе, психологическую).
Отдельно поговорим про стимы.
Ребёнок качается из стороны в сторону, трясёт одну и ту же игрушку… Можно ли с помощью методики из этой статьи работать со стимами?
Да. Но сначала ответьте на вопрос: действительно ли стим сильно мешает взаимодействию с ребёнком? На самом деле, у каждого взрослого есть какие-то стимуляции: кто-то крутит прядь волос или обручальное кольцо, кто-то руки растирает… Просто у детей это ярче выражено, особенно у детей с РАС. Такие манипуляции позволяют сосредоточиться, почувствовать тело. Если их убрать, ребёнку будет сложнее “собрать себя в кучу”.
Конечно, когда стим действительно мешает, важно с ним работать. Например, у моего сына Жени с РАС раньше был режим кота: знаете, как кошки носятся по всему дому ночью и “делают тыгыдык”? Тут было то же. Он радостно бегал, залетал на второй этаж, остановить его было невозможно, что сильно мешало общению, а Женю выматывало. Сейчас “кот” в прошлом.
Если ребёнок натирает половые органы, такой стим тоже нужно аккуратно ограничивать. Но для этого создать отдельно обучающую среду. Запрещать бесполезно!
Надеемся, статья окажется полезной.
И помните: если что-то останется непонятным или не получится, задавайте вопросы в комментариях. Мы вам обязательно ответим.
Ярославцева Мария, логопед, поведенческий аналитик и психолог.
Клашкина Марина, мама четырёх мальчишек, у среднего сына официальный диагноз аутизм.