Найти в Дзене
Ренессанс

БИВАКС: ЕСТЬ ИДЕЯ? А ЕСЛИ НАЙДУ?

— Охота за силой – дело очень занятное и странное. Сначала – идея, потом – настройка, а потом – бац! Случилось! (Карлос Кастанеда)

Идея больше того, что думаешь. В сравнении с единичной мыслью, идея имеет другое качество качества. Сейчас объясним. В момент непосредственного восприятия идея может выглядеть простой, но так лишь на первый взгляд. Стоит вглядеться пристальнее, и окажется, что идея сложна. Она безмолвна, бессловесна, на этом этапе она представляет собой скорее специфическое ощущение, некоторое чувство знания чего-либо. А поскольку ощущение целое, единое – оно и кажется простым. Невеликая идея этого абзаца в том, что единичная мысль – это качество №1, единичное ощущение – это качество №2. Но для описания этой идеи потребовалось связать несколько мыслей особым образом, подобрав слова и выстроив предложения в порядке, доступно отражающем идею. Слово – это качество №3.

Смотрите: три разных качества – ба! да это ж количество! То есть, некое множество. Назовём это множество уровнем1 и в рамках данной статьи назовём уровень1 – повседневным восприятием. На уровне1 располагаются также многие другие всем известные качества. Есть идеи, какие именно? Нет? Кто бы сомневался. Идея располагается на уровне2, более высоком относительно 1. Назовём здесь уровень2 – повышенным восприятием. Уместен вопрос – уровень чего? Не поверите – уровень восприятия. Связь между уровнями называется вертикалью. Запомните пока эти названия, пригодится для приближения к излагаемой идее. Благодаря вертикали идеи могут быть восприняты восприятием и применены в повседневной жизни для выполнения различных задач. Идея этого абзаца в том, что благодаря вертикали становится возможным развитие восприятия. Аналогия для понимания: подобно тому, как мышцы физического тела адаптируются к актам увеличения нагрузки, восприятие адаптируется к актам повышения уровня восприятия.

Чтобы подобрать слова для описания идеи надо трудиться. И да, описание не обязано быть исключительно в словесном формате. Но много ли Вы знаете и умеете окромя трындежа? Потому скажем, что одним из интересных способов словесного описания идеи является привлечение аналогий из области уже известных вещей и процессов. Аналогии вкупе с пояснениями складывают требуемый смысл, как детали конструктора – модель машинки. Часто при этом смысл складывается лишь приблизительно похожим на оригинал – изначальную идею, что вызывает неудобство, как если покрывать квадратами площадь круга. Порой на стыках описания различных граней и аспектов идеи приходится допускать весьма крупные логические зазоры. А внутри тех зазоров скрывается целый сонм созвездий других идей. Оно и понятно, ведь в данном случае по сути восприятие – это ограниченный запас энергии, который осваивает уровень2, освещая за раз его локальные участки.

Давайте-ка кратко резюмируем. Восприятие воспринимает уровень1 восприятия в виде различных качеств: слов, мыслей, чувств, ощущений, решений, действий, и др. Синергия качеств позволяет воспринимать уровень2 восприятия в виде различных идей. Синергия уровней даёт возможность воспринять неизвестное, тем самым обогащая и усиливая восприятие на целый порядок, открывая новые горизонты развития.

Каким же образом путешествовать по волшебной вертикали, получать и выражать идеи, развивать восприятие? Увы и ах, готового и понятного каждому халявного рецепта не существует. Читатель, вероятно, в этом месте почувствует, что его обманули. Но посмею заверить: несмотря на сказанное – путешествие по уровням – это не обман. Рецепт один:
кладите больше заварки терпение и труд всё перетрут. Пока скажем так: если ждать и любить, то чудо придёт обязательно. Вспомните, как Вы выполнили заведомо невыполнимую задачу. Точно так и в этом случае. Точно так открываются и первые врата сновидения. Поставьте себе задачу и выполните её.

Допустим, добиться искомого ощущения удалось. Далее встаёт вопрос выражения полученной идеи. Встаёт, конечно, не у каждого. Ну, что ж, бывает, понимаем, сочувствуем. Эта задача требует для своего решения уровня мастерства такого же, как и всякое искусство. В помощь практика, тренировка. При искусном подходе по мере добавления деталей к описанию происходит как бы увеличение, расширение идеи, она обрастает такими подробностями и связями, которые даже не предполагались на стадии сырого ощущения. Идея, её ощущение – как некий комок, клубок, он вроде небольшой и понятный, но покуда его расплетаешь, он распадается на отдельные нити и в расплетенном виде становится гораздо большим, чем в самом начале. Приходит концентрат, но если его не обработать, то он остаётся там же где и был, а Вы возвращаетесь с пустыми руками. И всё проходит, забывается начисто, как сон. Если же его начать обрабатывать, как бы пропуская в себя и через себя небольшими порциями или отдельными компонентами, то Вы, принимая и ограняя идею, становитесь больше на её размер, развивается сила восприятия. Воспринятая идея и работа с ней реально делает Вас богаче, и вообще – реальнее. Трудностей много. Многое теряется, искажается в этом процессе. Можно все убить одним неверным настроем, неправильной мыслью. Но самую плохую услугу оказывает лень, говоря, что вообще не надо даже начинать обработку.

Рассмотрим ещё один немаловажный фактор – читатель/слушатель – продукт Ваших стараний ему может быть малопонятен, даже при наличии у реципиента заинтересованности и доверительных отношений с Вами. Работу следует проводить с учётом этого фактора. Например, стоит понять, что большинство людей, находясь на уровне повседневного восприятия, в силу различных причин чаще всего не имеют свободных сил для поиска и восприятия идей, и потому предпочитают то, что полегче (знакомое, эмоциональное, привычное, что не требует длительного и многократного размышления, а тем паче перестраивания мировоззрения в соответствие прочитанному/услышанному)*. И даже если найдётся кто-то, кому предложенное может пригодиться – в его распоряжении окажется лишь описание, сконструированное Вами, но не сама идея. По данному материалу ему придётся воссоздать всю её полноту. Поэтому каждое предложение должно нести четко определённый смысл, слова и словосочетания должны быть подобраны очень тщательно.

В случае формы описания в виде стихотворения или песни присутствуют также требования ритмовки и рифмовки, что делает задачу с одной стороны сложнее, но с другой – интереснее. Чем-то можно пожертвовать, например, рифмой, но в маленьком проценте, в песне чуть проще играть с ритмом. Минус такого формата лишь в том, что идею не расчехлишь так же сильно, как это может проза. Зато можно гораздо красивее подать, то есть, применяя различные виды описаний, Вы воздействуете на разные струны души с разной интенсивностью. Поговорим немного и об этом.

В связи с дополнительными требованиями и возможностями, со стихами и музыкой чаще, чем с прозой бывает, что хочется одно, а на выходе – другое. И тут развилка, знак перед которой гласит: «По какой дороге идти лучше – предсказать заранее нельзя. В целом, на любой дороге следует увеличивать своё мастерство». О чём речь?

Начинающие свой путь творцы часто подстраиваются под определённую форму, принося творчество в жертву определённому жанру. Чем более жанр выражен и определён, тем проще начать получать результаты, ибо дорога к нему уже была проторена до Вас. Быстрота достижений здесь основана на копировании успешных ходов других творцов. Вероятно, это неизбежный этап и в его наличии нет проблемы. Но публике безразлично откуда всё это произошло, ей хочется взять, потому что другого она не может. А творцу – развиваться надо, надо давать, что невозможно без знания того, как ходить, где, куда и как долго. Очевидно, что слепое копирование не может быть эквивалентно зрению и знанию. Остановка на этом повороте заставляет творца порождать вещи гораздо более примитивные в своей сути, чем они могли бы быть в случае продолжения поиска, пути. Суть этих вещей ограничивается и уничтожается вместе с живым интересом творца в угоду желания неразборчивой публики брать только узнаваемые формы (см.*).

Жанры, направления – принадлежат модальности времени, например, нынешней. Тогда они – это то, что актуально для большинства, востребовано и узнаваемо сейчас. Это данность на сегодня и она справедлива, закономерна и правильна, но вчера была другая мода, а завтра будет третья. Некоторый процент людей из оставшегося меньшинства переживает уже сменившиеся модальности, а некоторый процент творит настоящее, принося идеи из только наступающих модальностей. Для самого человека главное в этом – быть на своём месте, каким бы оно ни было, проводя всю необходимую работу. Для творчества важно не столько следовать веяниям времени, сколько то, чтобы в результате суть сохранялась и обогащалась.

Необязательно, что созданное будет всё время оказывать воздействие даже на самого творца: глобальные течения модальностей времени создают течения и узловые точки поменьше, а те, в свою очередь, создают важные для нас вещи, такие как настроения, душевные порывы, физическое и психическое самочувствие, и многое другое, и всё это постоянно меняется. Потому бывает просто не кайф то, что обычно воспринимается ясно и хорошо. Например, в обычном пространстве одно и то же место может восприниматься по-разному в зависимости от времени суток, года, возраста и других обстоятельств. И вроде всё хорошо, если бы не тот факт, что далеко не всегда люди в силах это осознавать, отдавать отчёт в этом. Так происходит от того, что само восприятие двигается в невидимых измерениях необычного пространства относительно места, где оно пребывало вчера, но все эти тонкие изменения замыливаются мелочными заботами восприятия уровня повседневной жизни и теряют для человека свой особый смысл и актуальность. Вместе с этим утрачивается и сила, необходимая для путешествий по вертикали уровней.

Вернёмся к идее, которая приходит из «будущего», формируясь в продукт сегодняшней модальности. В её описание следует вкладывать то, что не может исказиться, что способно находиться в сохранности в первозданном виде, к чему можно лишь приближаться или удаляться. Это должно быть что-то, что есть у вообще всех, некие ключевые моменты жизни каждого. Основная работа по проведению идеи в жизнь и состоит в том, чтобы показать то, что все имеют, но не выражают, так как не воспринимают сознательно, хотя ощущают интуитивно. Многие, всё это имея – понимают, что чувствуют то или иное, но толкуют так, что это толкование им самим не даёт толка. Обычная попытка заставить человека выразить что-либо о своих ощущениях, отношениях, об их природе, оканчивается его несвязными утверждениями и заставляет его чувствовать дискомфорт, а именно слабость и неразвитость его собственного восприятия. Но это ещё неплохой расклад, а чаще всего Вы с подобной просьбой будете посланы лесом. И поделом – ибо не фига лезть, куда не просят. Убедитесь для начала и многократно, что Вы сами не имеете подобных же проблем или хотя бы знаете о них, работаете и способны их учитывать. Так вот, в результате стараний может получиться что-то неожиданное. И если действовать так, как того требует Реальность, то продукт выйдет от Вас не «не понять чем», вроде «абстрактной» мазни без ума и сердца, но намного превзойдёт Ваши честные ожидания.

Результат чужого творчества обычно встречают уже отлитым, готовым, он уже принадлежит модальности. По большому счету, это взгляд вслед уходящей модальности. Творец же получает нечто его превосходящее, пытается фиксировать это, или притянуть, или самому притянуться к модальности, которой ещё не было, которая была далеко, но на мгновения стала ближе. Встреча человека и неизвестного и даёт первому силы, возможности, вдохновение. Под характер этой встречи и модальности подбираются подходящие гармонии, палитры, слова и т.д. Поэтому может пройти время, прежде чем сам творец сможет оценить
а был ли мальчег получилось ли, удачно ли, но в самый момент творчества не надо допускать сомнений в действия, а надо все силы прикладывать к выражению, описанию. Действовать. В другой момент, после действия, можно смотреть и производить коррекцию. Идею надо уловить и выразить в такой форме, такими словами и таким образом, чтобы в передаче она стала цельной и красивой, и только эти качества внутренней связности описания могут должным образом пытаться отразить неуловимое нечто за пределами известного. Ещё одна задача, чуть более тонкая – осознавать моменты приходящих идей и почему это смогло получиться.

Как понять, что текст основан на идее? Например, в нём связаны слова и предложения, как в рамках одного абзаца, так и во всём тексте. Связаны не только общим смыслом, темой, но и взаимными переходами и отсылками, когда употребляемые термины раскрываются в разных контекстах. Если в таком тексте предложения или абзацы имеют несколько разных смыслов, то все эти смыслы одновременно являются гранями одной Идеи, ещё большей по качеству, чем та, которая видна на поверхности. Эти смыслы дополняют и усиливают друг друга, как резонанс, раскрывая аспекты Идеи. Не всегда в одном тексте присутствуют все грани, добиться всей полноты очень непросто и автору должно хорошо повезти, чтобы не упустить тот или другой аспект, который там (в идее) присутствует. Да и сам он может не знать чего-либо на момент написания, не увидеть чего-либо.

Важнейшая роль везения и удачности становится очевидна тогда, когда сила самой идеи или та сила, что провела Вас к идее, как бы позволяет провести описание настолько точно и искусно, что правильному читателю/слушателю не остаётся ничего иного кроме как понять идею, сонастроиться с автором и прийти в именно то состояние, в котором эта идея воспринимается непосредственно. Конечно же, это огромная удача и для читателя. Это всегда некий ключевой момент идеи, или совокупность ключевых моментов. Все возможные идеи в дальнейшем стыкуются между собой именно своими центральными, ключевыми моментами в нечто единое на уровне3. Как ранее на уровне1 стыковались в идею уровня2 слова, мысли, действия, решения, ощущения, веры и намерения.

Приведём для примера неудачный пример описания идеи, для чего опишем нередкий случай: пересказывать словами своё эмоциональное состояние – безыдейно. Точнее – не стоит путать друг с другом эмоции, чувства и ощущения, а стоит познакомиться с каждым из этих качеств и научиться хорошо их различать. Размер эмоции не больше, а меньше чем Вы сами, хотя он побольше размера слов. Эмоцию можно описать в одном или нескольких словах, затем она оканчивается и остается либо вбрасывать другие эмоции, либо повторять одно и то же – индульгёж. В первом случае получается рваный текст, несвязный, не имеющий особого смысла. Во втором случае – тупая и негодная фигня, максимум – попса. Ну, не то, чтобы такая тупость совсем не нужна в мире, но вообще необязательно пребывать в ней постоянно. Лучше постоянно и постепенно наращивать уровень сложности (осмысленности) того, что Вы можете воспринять, а легкое и простое использовать изредка, иногда, отдыхая недолго, чтобы затем вновь устремиться к вершинам познания.

В общем, тут много классных нюансов, и тем хорошо заниматься творчеством, что в целом не имеет значения – молодой или старый, так как любой, кто пойдёт, столкнётся с тем же самым, потому что другого и нет. Но как это будет выглядеть лично для него – знает лишь ведущая сила, и быть может, узнает путник. Дело не в возрасте, а в том, сколько сумел пройти и узнать на этом пути воин.